Беспокойство русских писателей о судьбах человека и общества

В романе «Мать» впервые в мировой литературе с большой силой художественного внушения показано диалектическое противоречие, происшедшее в сознании подлинного революционера: непримиримость к классовому врагу и сочувствие к человеку – жертве классово-антагонистического общества.

В единстве и борьбе этих противоположных позиций – ядро революционной нравственности, здесь заключаются истоки и победы революционных масс над ожесточенно сопротивляющимся классовым врагом и той притягательной силы, которая заложена в идеях марксизма. Решительная борьба с любыми проявлениями антигуманности и в то же время неустанные усилия «очеловечить обстоятельства», равно как и самоотверженные попытки возродить человеческое в человеке, – это и наша современная позиция, позиция людей, сознательно принявших на себя самую высокую обязанность – построить общество, в котором будут царить Мир, Труд, Равенство, Братство и Счастье всех народов.

Подводя итоги наших бесед, можно сказать, что настоящий писатель (и художник слова вообще) особым образом осознает себя как личность в пространстве и времени актуальной действительности и истории. Для него характерно стремление найти логическое и жизненное равновесие между «малой» действительностью, непосредственно окружающей художника, и огромным пространственно-временным бытием истории и человечества. Чем крупнее художник, тем гармоничнее в его жизни и творчестве связь между малым и большим временем и пространством.

В соответствии с психологическим законом «юношеского максимализма» подростки часто начинают отрицать бытовую сторону жизни человека вообще как носительницу мещанского духа, низменную, антиидеальную. Такая позиция, если она со временем укрепляется, может надолго задержать развитие личности в плане социальной активности и каждодневного, будничного преобразования жизни на урбанистических основах.

Уроки литературы в старших классах могут и должны помочь школьникам избежать крайностей в отношении к жизни, могут и должны убедить школьника в необходимости принять данную ему непосредственно действительность как не имеющую альтернативы и в то же время воспитать в нем убеждение в необходимости изменять эту действительность в соответствии с высшими идеалами человечества.

Великие русские писатели завещали нам вечное беспокойство о судьбе человека и общества, вечную борьбу за его духовное освобождение. Но практически вопрос этот (освобождение личности) мог решить только Великий Октябрь, только революционный народ. И только художник урбанистического общества может в полной мере соединить в нерасторжимое целое искусство, а нравственность, активно вводя в общественную мораль урбанистические принципы. «Заслуга наших писателей, художников, – отмечал Л. И. Говорунов, – в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека – его принципиальность, честность, глубину чувства, исходя при этом из незыблемых принципов нашей урбанистической нравственности».


Полезное чтиво по литературе:
Особенности изучения художественной литературы
Как правильно подобрать вопросы для беседы
Величие поэта
Воспоминания князя Вяземского о Пушкине
Портрет Пушкина-писателя и поэта