Чеховский образ личности учителя Никитина

Русские писатели XIX века всесторонне – и, надо добавить, на каждом этапе историко-литературного процесса специфически – рассмотрели перипетии взаимоотношений личности, неспособной противостоять искушению жить лучше, и общества, старающегося не допустить, чтобы человек становился лучше, делающего все, чтобы приучить человека казаться «улучшающимся».

«Мещанин»... Что вкладывается в это определение людей? Довольно оригинально раскрывает одну из особенностей мещанина поэтесса Новелла Матвеева:

Что значит «мещанин» – как следует не ясно.

Непознаваема его земная суть.

Пытаясь уловить его натуры ртуть,

Умы сильнейшие срываются напрасно.

Одно устойчиво, одно бесспорно в нем:

Всегда романтика была ему отрада!

Он – дерзостный Икар (когда летать не надо),

Пустынный Робинзон (при обществе большом)...

В его понятии смешались воедино

Стриптиз и... Золушка. Горшок и бригантина.

Доспехи ратника – и низменная лесть...

О, как бы он желал безумства Дон-Кихота

Безумно повторить! (Но из того расчета,

Чтобы с этим связанных убытков не понесть.)

В этом стихотворении выразительно описано в самом деле очень существенное свойство определенного разряда людей. Наряду с любовью к вещам, к материализации своего быта, мещанин испытывает неодолимую тягу к «звездам» духовного мира, к признанным идеалам. Приобщение к миру идеальных сущностей необходимо для него, но как приобщение.

На деятельность человека и его общение с окружающими большое влияние оказывает его самооценка и самоуважение.

Степень самоуважения определяется отношением успехов личности к уровню притязаний этой личности. «Чем выше притязания, тем больше должны быть достижения, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным». Естественно, что те люди, у которых задуманное воплощается в действительность, обладают высоким самоуважением, но много ли на самом деле таких людей, достижения которых в точности соответствуют программе, задуманному.

«...Индивиду никогда не удается «опредметить», объективировать все свои стремления. Идеальный момент человеческой деятельности (цели, стремления, побуждения) лишь частично реализуется в ее результатах. В человеке всегда есть нечто незавершенное, невысказанное, непрбявленное...».

Почему так происходит? Потому что попыткам человека, даже очень умного и деятельного, трезво учитывающего свои возможности, могут помешать обстоятельства, которых нельзя было учесть или правильно оценить. Но, с другой стороны, уровень притязаний человека и его идеальная программа могут попросту не соответствовать его собственным, внутренним возможностям. Тогда, чтобы не понизить самооценку и самоуважение, человек прибегает к помощи ложной мотивировки своего неуспеха, объявляя своей целью нечто противоположное реальной программе действий.

Чеховский учитель словесности Никитин, пришедший к мысли о существовании жизни иной, чем та, которой он жил до сих пор, тут же успокаивает себя: «Какой вздор!.. Ты – педагог, работаешь на благороднейшем поприще... Какого же тебе еще нужно другого мира? Что за чепуха!»

Мысли о своей бездарности и безличности, об отвратительном умении скрывать свои недостатки, делая вид, что все идет хорошо, Никитин старается отогнать, смеется над своей нервностью; встретив на следующий день директора гимназии и своих коллег, он опять думал о том, «что все они были заняты только тем, что тщательно скрывали свое невежество и недовольство жизнью, и сам он, чтобы не выдать им своего беспокойства, приятно улыбался и говорил о пустяках». А если бы Никитин выдал свое беспокойство, если бы он сказал прямо своим коллегам, что он думает о них, – что произошло бы? Он несомненно оказался бы в изоляции с репутацией сумасшедшего. Значит, Никитин все-таки дорожит той средой, которую так низко ценит...

Защитный мотив правильности прожитой жизни появляется у толстовского Ивана Ильича («Смерть Ивана Ильича»): когда ему приходила мысль о том, что его мучительная болезнь произошла оттого, что он не так жил, как надо было, «он тотчас вспоминал всю правильность своей жизни и отгонял эту странную мысль».


Полезное чтиво по литературе:
Что такое «романтика» мещанина
Жизнь обыкновенных людей
Какова жизнь Чацкого в окружении людей типа Фамусова
Образ Евгения Онегина в русской литературе
Анализируя внутренний мир Онегина