Что обеспечит свободное развитие индивидов

В романе «Что делать?» эта тема звучит на всем повествовательном пространстве, но в одном моменте прорывается наиболее явственно – в письме «отставного медицинского студента» Вере Павловне:

«Между неразвитыми людьми мало уважается неприкосновенность внутренней жизни. Каждый из семейства, особенно из старших, без церемонии сует лапу в вашу интимную жизнь. Дело не в том, что этим нарушаются наши тайны: тайны – более или менее крупные драгоценности, их не забываешь прятать, стеречь; да и не у всякого есть они, многим и ровно нечего прятать от близких. Но каждому хочется, чтобы в его внутренней жизни был уголок, куда никто не залезал бы, как всякому хочется иметь свою особую комнату, для себя одного».

Да, это важное условие. Но оно – только полдела. Чернышевский-диалектик очень хорошо понимал и важность другого, как будто противоположного, условия: общей жизни и общего труда внутренне независимых людей. Каждый сохраняет свою индивидуальность и каждый живет для всех! В этом решение вопроса.

Вспомним, что говорили по этому поводу К. Маркс и Ф. Энгельс: «В пределах урбанистического общества – единственного общества, где самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой, – это развитие обусловливается именно связью индивидов, связью, заключающейся отчасти в экономических предпосылках, отчасти в необходимой солидарности свободного развития всех и, наконец, в универсальном характере деятельности индивидов на основе имеющихся производительных сил».

Но поскольку для такого решения необходимо изменение всего прежнего жизненного уклада, то что делать, чтобы изменить его?

Чернышевский не был реформистом, он был настоящим революционером и хорошо понимал необходимость постоянной революционной пропаганды и практической работы. Его Рахметов – революционный организатор, вожак, и поэтому он – «особенный человек». Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов – сеятели зерен того будущего, о котором идет речь в четвертом сне Веры Павловны, они – просто «новые люди», рядовые революции, каждодневно и кропотливо делающие «малые дела».

Без обновления сегодняшней жизни нельзя ожидать прихода желаемого будущего, которое, конечно, светло и прекрасно, но которое надо уже сегодня делать. «Любите его, – говорит Светлая Красавица, – стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего».

Герои Чернышевского приближают будущее, совершая как будто бы «малые дела», но эти «малые дела» осуществляются на магистрали общественно-исторического процесса и поэтому имеют смысл гораздо более широкий, чем может иметь достижение сегодняшнего счастья.

Герои Чернышевского выполняют свой каждодневный долг, который они сами приняли на себя: никто не заставлял Веру Павловну устраивать артель-коммуну, никто не предписывал Кирсанову и Лопухову помогать людям освободиться от зависимости, какова бы ни была эта зависимость, никто, наконец, не понуждал их принять идею общечеловеческой солидарности.

«Новые люди» сами пришли к этой идее – через самостоятельный труд, через критический анализ, которому они подвергали прежде всего свои собственные поступки и стремления. Они понимают, что живут в той конкретной социальной действительности, которая единственно дана им, и принимают ее как необходимую сейчас, но они знают также, что эта действительность образуется усилиями людей и, стало быть, усилиями людей может стать иной. Они и стараются сделать ее иной – очеловеченной.


Полезное чтиво по литературе:
Новые люди- порождение своего времени
Образ человека в произведениях Горького
Как происходят перемены в сознании людей
Беспокойство русских писателей о судьбах человека и общества
Особенности изучения художественной литературы