Как правильно подобрать вопросы для беседы

Важно привить учащимся стойкое неприятие идеологии и образа жизни мещанства. Учитель добьется положительных результатов, если откажется от прямолинейных обличений и постарается раскрыть, с одной стороны, всю глубину трагедии личности, обрекающей себя на духовное истощение, а с другой стороны – всю антиобщественность этой личности. Но особенно недопустима «перечислительная» характеристика положительного героя. По опыту своей работы в школе я знаю, как сильна, даже у десятиклассников, привычка «разбирать» героя (в буквальном смысле слова) на положительные и отрицательные «детали». Если герой положительный, то обязательно появляются «трудолюбие», «сила воли», «независимость характера», «ум», «честность», а если герой отрицательный – то «эгоизм», «лицемерие», «корыстолюбие», «отсутствие идеалов» и т. п. Но, когда объяснение учебного материала не сводится к перечислению достоинств и недостатков писателя или его героев, когда учитель старается показать все богатство классического произведения, равно как и духовное богатство личности его создателя, – познавательная и нравственная ценность урока оказывается значительной. Но как раз здесь-то и проявляется едва ли не самая большая трудность в работе словесника-педагога: чем ближе он подходит к проблемам истории и философским вопросам, тем менее однозначными выглядят его суждения, активнее пробуждается мысль учащихся, в результате чего ребята с большим количеством вопросов обращаются к учителю...

Наиболее удобной формой передачи учащимся необходимой информации мне представляется беседа. Не просто рассказ учителя на определенную тему, а рассказ-размышление, в процессе которого как бы сами собой рождаются вопросы и формируются ответы. Беседа – мобильный жанр. Ее можно проводить на уроке и во внеурочное время, дать в виде консультации и связать с изучением новой темы, ввести в курс подготовки к выпускным экзаменам и открыть ею литературный вечер. Разумеется, беседа не вытесняет и не подменяет собой традиционный урок: с помощью беседы учитель ставит только наиболее важные вопросы, активизирующие мысль и воображение учащихся, сообщает им сведения, необходимые для успешного решения частных вопросов, связанных с непосредственным анализом того или иного произведения. Вопросы учащихся, хотя и не включены в текст книги в непосредственном виде, но всегда подразумеваются, и учитель, развивая мысль, отвечает на заданные вопросы учеников.

Беседы, вошедшие в эту книгу, составили три цикла. В первом из них сгруппированы беседы, тематическим стержнем которых является вопрос об особенностях самосознания художника, о том, как осознает он себя в современности и в истории, в малом и большом времени и пространстве мира, среди современников и во всем человечестве; здесь же нашли место такие вопросы, как желание художника достичь вершин мастерства, личной славы и бессмертия, его стремление к борьбе за счастье своего народа. В другом цикле представлены беседы, в которых речь идет о тех героях классики, коих принято называть отрицательными, выясняется степень самосознания этих героев и то, как художник выражает свое неприятие обывательской морали. Наконец, третий цикл составили беседы, связанные с проблемой положительного героя, социально-этического идеала, – человека, преобразующего жизнь на разумных и справедливых началах.

Стиль бесед во многом отражает манеру устной речи автора и его опыт преподавания, опыт общения с учениками на уроке и внеурочных занятиях.


Полезное чтиво по литературе:
Величие поэта
Воспоминания князя Вяземского о Пушкине
Портрет Пушкина-писателя и поэта
Что даёт силы художнику
Истинный человек своего времени