Как происходят перемены в сознании людей

Идея развития вообще лежит в основе художественной системы романа «Мать»; большой интерес при этом вызывает то, как меняются представления центральных и периферийных персонажей о времени и пространстве мира, как, в конечном итоге, простые – не гениальные – люди становятся истинно великими, будучи вовлечены з грандиозный процесс революционного обновления жизни.

Тесное, замкнутое пространство обитателей рабочей слободки- (фабрика – дом – улица), однообразное тянущееся время естественно сопряжены с мелкостью и бессмысленностью жизни фабричного люда. Бежали на работу по утрам «точно испуганные тараканы», «говорили и думали только о том, что связано с работой», копили недовольство и разряжали его в жестоких драках. Пространство было локализовано до предела, мир вне слободки как бы не существовал. Время текло, как мутная река. «Жизнь всегда была такова, – она ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы и вся была связана крепкими и давними привычками думать и делать одно и то же изо дня в день» (вспомним: «день за день, нынче как вчера»).

Поначалу и поведение Павла Власова было в традициях его ближайшей среды – юноша старался быть как все. Но, с одной стороны, природная одаренность (выразившаяся и в складе характера, упрямого и самостоятельного, и в недовольстве жизнью вне фабрики), а с другой – работа революционных пропагандистов сделали свое дело: Павел стал читать запрещенные книги, желая узнать правду о жизни. Кругозор его стремительно и неизмеримо расширился; слободка перестала быть для него единственным реально ощутимым пространством, появилось, хотя и довольно абстрактное еще, понятие «земля» (о людях, дававших ему запрещенную литературу, он говорит: «Это лучшие люди на земле». Кстати, выражение «лучшие люди» – свидетельство появления в сознании Павла высокого идеала).

В книгах Павел знакомится с историей человечества, и время в его восприятии раздвигается необъятно, осознается как неразрывное единство далекого прошлого, актуального настоящего и прогнозируемого будущего.

Под влиянием сына и его товарищей Мать начинает по-иному воспринимать время. «Жизнь текла быстро, дни были пестры, разнолицы (раньше они все были «на одно лицо» – В. Л.). Каждый день приносил с собой что-нибудь новое...»

Постепенно все больше и больше в сознании Матери раздвигаются границы пространства и времени; все более личным становится для нее время историческое. «Здесь» и «сейчас» делаются органической частью огромной реальности – «мира»; люди – членами одной огромной семьи – человечества. После ареста Павла во время первомайской демонстрации Мать обращается к рабочим со словами, которые могли родиться только в душе новой, прозревшей:

«Все вы – родные... Идут в мире дети наши к радости... ведь это за весь народ поднялась молодая кровь паша, за весь мир, за все люди рабочие пошли они!..»

Великое превращение совершается в сознании личности, когда она переживает чувство живой связи с большим миром людей. Показательно в этом смысле действие рассказа революционерки Софьи на слушателей – членов рыбинской группы. «Они смотрели в лицо женщины, худое, бледное; перед ними все ярче освещалось святое дело всех народов мира – бесконечная борьба за свободу. Человек видел свои желания и думы в далеком, занавешенном темной, кровавой завесой прошлом, среди неведомых ему иноплеменников, и внутренне – умом и сердцем – приобщался к миру, видя в нем друзей, которые давно уже единомышленно и твердо решили добиться на земле правды, освятили свое решение неисчислимыми страданиями, пролили реки крови своей ради торжества жизни новой, светлой и радостной. Возникало и росло чувство духовной близости со всеми, рождалось новое сердце земли, полное горячим стремлением все понять, все объединить в себе».

Обречен мир духовно разобщенных людей, мир, где идет «война всех против всех», где множатся люди, осознающие себя полноправными членами всемирного братства народов.

Подлинным гуманизмом проникнуты мысли и дела таких людей. Непримиримость к существующему строю, калечащему людей и физически и морально, сочетается у них с пониманием того, что чиновно-бюрократический аппарат, являющийся орудием насилия в руках самодержавия и капитала, состоит из людей, которые сами – жертвы бесчеловечных условий, господствующих в полицейском государстве. Коренным образом изменить эти условия – значит вернуть людям утраченное ими человеческое достоинство. По Марксу, это значит – «очеловечить обстоятельства».

Примером подлинного гуманизма революционеров может служить речь Павла на суде. Обращаясь к судьям он говорил: «Обидеть лично вас я не хотел, напротив – присутствуя невольно при этой комедии, которую вы называете судом, я чувствую почти сострадание к вам. Все-таки – вы люди, а нам всегда обидно видеть людей, хотя и враждебных нашей цели, но так позорно приниженных служением насилию, до такой степени утративших сознание своего человеческого достоинства...»


Полезное чтиво по литературе:
Беспокойство русских писателей о судьбах человека и общества
Особенности изучения художественной литературы
Как правильно подобрать вопросы для беседы
Величие поэта
Воспоминания князя Вяземского о Пушкине