Новые люди- порождение своего времени

«Новые люди», конечно же, не эгоисты, но и не аскеты и не альтруисты. То есть, они не те, кого можно зачислить в разряд неэгоистов. И с этой точки зрения они могут выглядеть эгоистами, тем более, что слово «выгода» для них – важное слово, оно – краеугольный камень их теории. «Эта теория прозаична, – объясняет Дмитрий Лопухов, – но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия в правде жизни». В этом все дело.

Теория «разумного эгоизма» раскрывает истинные мотивы жизни и обнаруживает тем самым поэзию жизни – какой же тут эгоизм? Люди, у которых разум контролирует всю их жизнь, внешнюю и внутреннюю, поступки, мысли, чувства, желания – все, и контролирует на основе идеи общечеловеческой солидарности, – это просто разумные люди, соединившие в своей повседневной жизни конкретно-будничное со всемирным и вечным.

И, если рассматривать их «отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае, – по словам К. Маркса, – ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д.».

«Новые люди» Чернышевского – реалисты и реальные люди, очень убедительно изображенные писателем, но они представляют в то же время идеальный тип человека будущего, и Чернышевский был прав, подчеркнув их малочисленность и недолговечность для своего времени:

«Недавно зародился у нас этот тип. Прежде были только отдельные личности, предвещавшие его: они были исключениями и, как исключения, чувствовали себя одинокими, бессильными и от этого бездействовали, или унывали, или экзальтировались, романтизировали, фантазировали, то есть не могли иметь хладнокровной практичности, ровной и расчетливой деятельности, деятельной рассудительности... Недавно родился этот тип и быстро распложается. Он рожден временем, он знамение времени, и, сказать ли? – он исчезнет вместе с своим временем, недолгим временем. Его недавняя жизнь обречена быть и недолгою жизнью... Как же будет без них? – Плохо. Но после них все-таки будет лучше, чем до них. И пройдут года, и скажут люди: «После них стало лучше; но все-таки осталось плохо». И когда скажут это, значит, пришло время возродиться этому типу, и он возродится в более многочисленных людях, в лучших формах, потому что тогда всего хорошего будет больше и все хорошее будет лучше; и опять та же история в новом виде. И так пойдет до тех пор, пока люди скажут: «Ну, теперь нам хорошо», тогда уже не будет этого отдельного типа, потому что все люди будут этого типа...».

Конечно, в этом рассуждении много от социальной утопии, но, как мыслитель и художник, Чернышевский высмотрел в жизни важную общественно-историческую тенденцию: постоянный рост числа людей, для которых смысл личной жизни заключается в борьбе за всеобщее счастье людей. У Чернышевского, в условиях современной ему действительности, не было возможности увидеть конкретные пути, по которым шел революционный процесс в России; другая эпоха дала эту возможность другому великому русскому писателю – Алексею Максимовичу Горькому.


Полезное чтиво по литературе:
Образ человека в произведениях Горького
Как происходят перемены в сознании людей
Беспокойство русских писателей о судьбах человека и общества
Особенности изучения художественной литературы
Как правильно подобрать вопросы для беседы