Образ человека в произведениях Горького

К изображению исторически-конкретного революционного процесса в России начала 900-х годов Горький пришел закономерно, повинуясь логике своего творческого развития.

В легенде о горящем сердце Данко, в «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» писатель в аллегорической форме вынес полный уверенного презрения приговор мещанской бескрылости и воспел смелость, любовь к простору, готовность к самопожертвованию во имя свободы, духовное горение личности.

«Мудрый» Уж и «глупый пингвин», который «робко прячет тело жирное в утесах», – «птицы одного полета» (весьма невысокого). Характерно и то, какое жизненное пространство они занимают, какое считают единственно надежным: Уж, дабы познать прелесть полета, пролетает несколько метров, и этого ему достаточно, чтобы сделать вывод: никакого наслаждения от «полета в небе» нет и быть не может.

Чайки, мечущиеся над морем перед бурей, готовы от ужаса спрятаться на дне морском (морское дно – крайняя недостижимая граница «низа», во-первых, и, во-вторых, спрятаться – значит определить свое место на возможно минимальном пространстве). Диапазон движения Буревестника – от достижимой границы «низа» (поверхность моря) до объективной границы «верха» (тучи). Полет Буревестника стремителен («стрелой взмывая к тучам»).

Динамизм свободного действия и оптимизм, определяемые, очевидно, переизбытком жизненных сил, – эти черты романтических героев Горького воплотил в себе герой пьесы «Мещане» рабочий-машинист Нил.

Воспитанник мещанина (по сословию и по духу) Василия Бессеменова, Нил вырос в семье, где, по словам родного сына Бессеменова, Петра, вещи «вытесняют воздух» и «мешают дышать». Но рабочая среда, общественно значимая трудовая деятельность выработали в нем духовный иммунитет к разносчикам бацилл мещанства.

Нил же – носитель здоровых жизненных начал: он всегда бодр, заряжен оптимизмом, широко смотрит на действительность и уверен в позитивном пути ее развития. Ему претит медлительное течение серых мещанских будней и вообще не по душе все, что не стремительно. Товарные поезда, которые он водит, слишком медленны для него. «Надоело мне ездить по ночам с товарными поездами, – говорит он. – Еще если б с пассажирскими. С курьерским, например, – флирт! Режь воздух! Мчись на всех парах! А тут ползешь с кочегаром ... скука!».

Нил еще не революционер, но социально и психологически он готов к тому, чтобы стать им. Человек, трезво оценивающий жизнь и свои силы, он убежден в своей способности изменять существующую действительность. «Я знаю, – уверенно заявляет он, – что жизнь – дело серьезное, но неустроенное... что она потребует для своего устройства все силы и способности мои. Я знаю и то, что я – не богатырь, а просто – честный, здоровый человек, и все-таки говорю: ничего! Наша возьмет! И я на все средства души моей удовлетворяю мое желание вмешаться в самую гущу жизни ...месить ее и так и эдак... тому – помешать, этому – помочь ...вот в чем радость жизни!».

Нил обладает задатками человека-творца, получающего наслаждение от тяжелого физического труда, в процессе которого преодолевается «сопротивление материала» и рождается то, что задумано тружеником-творцом. «...Я люблю ковать, – признается он. – Перед тобой красная, бесформенная масса, злая, жгучая... Бить по ней молотом – наслаждение! Она плюет в тебя шипящими, огненными плевками. Хочет выжечь тебе глаза, ослепить, отшвырнуть от себя. Она живая, упругая... И вот ты сильными ударами с плеча делаешь из нее все, что тебе нужно...».

Этот человек из породы преобразователей, и важно именно то, что энергия и ум его ориентированы на достижение огромной цели – на коренное изменение всей действительности, «неустроенной», неразумной.

Это, без сомнения, будущий вожак рабочих, близкий по духу другому горьковскому герою, Павлу Власову.

Образ Павла Власова – замечательный художественный образ реального представителя конкретного исторического процесса – народного движения накануне первой русской революции. И что особенно важно подчеркнуть, образ этот дан в развитии.


Полезное чтиво по литературе:
Как происходят перемены в сознании людей
Беспокойство русских писателей о судьбах человека и общества
Особенности изучения художественной литературы
Как правильно подобрать вопросы для беседы
Величие поэта