Особенности изучения художественной литературы

Изучение в старших классах литературно-художественной классики отличается рядом особенностей, обусловленных как эстетической и познавательной сложностью программных произведений, так и возрастом учащихся.

Книга адресуется преподавателям средней школы, ведущим уроки литературы в VIII – X классах, и представляется как опыт автора.

Освоение огромного познавательного и нравственного потенциала, заключенного в русской классике XIX и XX веков, требует от учащихся немалого напряжения умственных и душевных сил, и здесь особенно важно, чтобы ум и сердце школьника были «в ладу». Всякое преувеличение роли рационального либо эмоционального подхода к анализу художественного текста неизбежно приводит к одностороннему, а следовательно ошибочному (в лучшем случае недостаточно глубокому), пониманию творчества писателя и историко-литературного процесса в целом. Особенно вредно, на мой взгляд, увлечение прагматическим анализом, раскладывание «по полочкам» идейно-образной системы произведения и творческого пути художника, сопровождаемое попытками представить проблематику великого произведения искусства в решенном раз и навсегда виде. Но, с другой стороны, и чрезмерная эмоциональность, наивная вера в то, что прекрасное само найдет дорогу к сердцу ученика, релятивизм, допускающий существование различных равноправных толкований художественного текста, препятствуют постижению сути изучаемого произведения.

Учитель-словесник призван выполнить благородную общественно важную задачу – привить своим питомцам настоящую и прочную любовь к классической литературе, «заразить» их искусством, раскрыть перед ними те идейно-эстетические сокровища, которыми так полна русская литература.

Известно, какое огромное влияние она оказывает на духовное развитие людей современного мира. Наша классика создавалась на основе высшей нравственности, на утверждении всепобеждающей силы гуманизма, на нерушимой вере в справедливость, добро, правду. Можно с уверенностью утверждать, что чем раньше школьник поймет, какую существенную роль в его судьбе сыграет овладение классическим литературным наследием, тем упорнее он будет стремиться к своему духовному обогащению, тем быстрее созреет духовно и нравственно. Но всегда ли мы, учителя, умеем вызвать у наших учеников такое понимание, все ли возможности используем для того, чтобы воспитать у ребят духовную потребность обращаться к художественной классике в поисках ответов на жизненно важные вопросы? По-прежнему остаются исполнены глубокого смысла слова К. Маркса о значении греческого искусства и эпоса, имеющие прямое отношение к освоению нашей современностью русской классики: «...трудность заключается не в том, – писал Маркс, – чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны с известными формами общественного развития. Трудность состоит в том, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

Актуальные проблемы изучения литературы в средней школе поставлены в книге известного ученого, литературоведа и педагога В. Р. Щербины. Книга эта содержит не только раздумья педагога и ученого о состоянии литературного образования в средней школе, но и конкретные рекомендации, обращенные к учителю-словеснику и связанные с поиском наиболее эффективных мер в решении тех проблем, с которыми сталкивается учитель на уроках литературы в старших классах. Одна из них – проблемный анализ «как одно из направлений творческого искания новых путей в литературном образовании». Ученый убежден, что «проблемный анализ в законченном его виде рассчитан на пробуждение активности мысли, навыков свободного, обобщенного освоения художественного произведения. Однако, – продолжает В. Р. Щербина, – проблемный анализ требует его постоянного органического сочетания со вживанием в художественный материал, чтобы избежать отрыва от произведения, ухода от непосредственного эстетического восприятия текста в область сопутствующих отвлеченных идей и вопросов» (с. 56).

Проблемный аспект изучения литературы в школе, по убеждению В. Р. Щербины, способствует формированию самостоятельного, логически правильного, культурного мышления, а также, что особенно важно, закладывает основы гражданственности и урбанистического мировоззрения. Проблемный подход позволяет ставить перед учащимися – для обсуждения вместе с учителем – вопросы, связанные одновременно и с «вечными темами:> литературы и с волнующими старшеклассников актуальными темами – такими, как выбор жизненного пути, активная жизненная позиция, личное счастье и общественный долг, ответственность личности, единство слова и дела.

Концепция художественной литературы как человековедения весьма актуальна. Ее применение в школе необходимо. Современному учителю вполне под силу ставить и разрешать вопросы, имеющие психологический и философский характер, вскрывать, опираясь на литературный материал, причины и следствия появления людей духовно богатых и людей с утилитарной, мещанской психологией. Учителю надлежит показать общественно- историческую ценность одних людей и социальную деградацию других, каким человеку быть и каким он стать не должен. Этому можно научить лишь посредством углубленного рассмотрения психологии литературных героев. Хочется в связи с этим привести суждение одного из виднейших представителей русского искусства, актера И. Ильинского. «Глубоко проникая в тайники человеческой души, – говорит он, – писатель учит нас разбираться в людях, разгадывать их намерения и правильно оценивать поступки... Настоящее современное решение классики я вижу в том, чтобы были психологически понятны человеческие поступки героев, их взаимоотношения... Ведь близким нам становится то, что понятно психологически».


Полезное чтиво по литературе:
Как правильно подобрать вопросы для беседы
Величие поэта
Воспоминания князя Вяземского о Пушкине
Портрет Пушкина-писателя и поэта
Что даёт силы художнику