Особенности личности Лопухова и Кирсанова

Самостоятельность, твердость характера и неординарные умственные способности – вот настоящие черты личности Лопухова, равно как и его друга Кирсанова. Лопухов был «сын мещанина, зажиточного по своему сословию», и «с очень ранней молодости, почти с детства, добывал деньги на свое содержание». Кирсанов, «сын писца уездного суда», «с двенадцати лет помогал отцу в переписывании бумаг», с IV класса гимназии тоже давал уже уроки. «Оба грудью, без связей, без знакомств пролагали себе дорогу». Упорство в достижении цели у обоих было следствием рано развившейся самостоятельности. Нужно было, например, изучить иностранные языки – и каждый нашел свой способ овладеть французским и немецким без помощи учителя... Оба заботились о своей физической силе и сделались сильными недюжинно; в обиду себя не давали никому, но и агрессивность в себе не культивировали. Понадобилось Лопухову наказать обидчика-наглеца – наказал сурово, но вместе с тем и деликатно: взял его в охапку, положил в канаву, потом с помощью прохожих почистил его и с миром отпустил. Понадобилось Кирсанову однажды защитить себя от побоев (в довольно трудной ситуации) – защитился и драки при этом не учинил... В каком обществе живут они, среди каких людей – это им стало ясно очень рано. Вот почему им чужды такие качества людей их общества, как мелочное себялюбие, суетливость, своекорыстие, крохоборство, завистливость. И, напротив, присущи самоуважение и уважение человеческого достоинства в другом.

Чернышевский не создает множества ситуаций для всесторонней проверки душевных качеств его героев, это ему и не нужно. Достаточно нескольких случаев, показывающих поведение «нового человека» в столкновении с человеком «старым», и общая схема поведения героя становится ясной: «новые люди» делают только то, что им по силам (при том, что силы у них немалые), и только в конкретных обстоятельствах.

Всему миру страждущих и молящих о помощи в данную минуту помочь нельзя, всех девушек, порабощенных семьей или панелью, не вызволишь, но помочь тому, с кем свел тебя случай, – дело бесспорное (так повезло Верочке Розальской, встретившей Лопухова, так повезло и Настеньке Крюковой, встретившей Кирсанова).

Назвать ли такую жизненную позицию «разумным эгоизмом»? Пожалуй, можно назвать и так. Можно добавить к этому определению слово, которое закрепилось за «новыми людьми» с легкой руки Д. И. Писарева – «реалисты».

Указав на их привычку к критическому взгляду на вещи, как на основную черту характера, Писарев отметил существование у реалистов «высшей руководящей идеи», которой, по его мнению, не было вовсе у идейных оппонентов их, у «эстетиков». «Какая же это идея? Это – идея общей пользы или общечеловеческой солидарности. Как все люди и даже все животные вообще, эстетик и реалист – оба вполне эгоисты. Но эгоизм эстетика похож на бессмысленный эгоизм ребенка, готового ежеминутно облопаться сквернейшими леденцами и коврижками. А эгоизм реалиста есть сознательный и глубоко – расчетливый эгоизм зрелого человека, заготовляющего себе на целую жизнь неистощимые запасы свежего наслаждения». («Реалисты», гл. XV.)

Мы знаем, что урбанизм – это общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Чернышевский мог и не знать этого марксистского положения, выдвинутого в «Манифесте братии», но как глубокий мыслитель, как ученый-социолог он проник в этот закон социально справедливого общественного устройства, пути к которому пытался угадать в своем романе.

Можно смело утверждать, что роман именно об этом и написан – о том, как обеспечить свободное развитие каждого и какие формы общественной жизни требуются для этого. С другой стороны, свободное развитие человека само по себе обеспечивается рядом условий, и одно из важнейших (особенно в условиях эксплуататорского государства) – неприкосновенность внутренней жизни личности.


Полезное чтиво по литературе:
Что обеспечит свободное развитие индивидов
Новые люди- порождение своего времени
Образ человека в произведениях Горького
Как происходят перемены в сознании людей
Беспокойство русских писателей о судьбах человека и общества