Что даёт освобождение крестьян

«С освобождением крестьян, – писал Н. В. Шелгунов, – совершилась резкая перемена в экономических требованиях русской жизни, и приготовление чиновников и офицеров, составлявшее прежде главную задачу казенного воспитания, должно было уступить свое место приготовлению лиц для других, преимущественно промышленных и технических занятий. Таким образом, спрос на реальное образование явился просто результатом новых условий жизни, намеченных освобождением крестьян и рядом последующих реформ, создавших небывалое еще у нас промышленное и торговое развитие. Например, какая масса людей потребовалась для службы на железных дорогах, на пароходах, в телеграфах, в банковых конторах, в частных промышленных предприятиях, в акционерных компаниях! В людях для этих новых дел Россия прежде не нуждалась, а теперь они ей понадобились как насущный хлеб».

Казалось, что правительство учтет общественное желание и даст возможность создать общеобразовательную школу, которая будет готовить учащихся для жизни в новых условиях. Но не следует забывать, что правительство справилось с волной революционного подъема, подавило крестьянские восстания, а поэтому граф Д. Толстой мог возобновить политику графа Уварова в насаждении классицизма как средства отвлечения молодых умов от жгучих вопросов современности, нигилизма, материализма и (революционных идей.

Не будучи, как уже говорилось, сторонником ни односторонне формальной теории образования, ни односторонне материальной, К. Д. Ушинский положительно относился к созданию и России нового, прогрессивного типа средней школы – реальной гимназии (1864). Число этих заведений в сравнении с гимназиями классическими в 60-е гг. было весьма невелико. В реальных гимназиях не преподавались древние языки, но уделялось сравнительно серьезное внимание математике, естествознанию, физике, химии, географии, новым языкам, рисованию, черчению. Права (выпускников новых гимназий ущемлялись: они могли учиться далее не в университете, на что имели право окончившие классическую гимназию, а только в высших специальных учебных заведениях. Однако симпатии К. Д. Ушинского целиком принадлежали этим новым средним училищам, в лучших из которых серьезно ставилось изучение естественных наук. (В 70-е гг., уже после смерти К. Д. Ушинского, новый тип средней школы преобразован был из гимназий в семиклассные реальные училища.)

Образование должно быть прежде всего общечеловеческим, а это значит, утверждал педагог-демократ и гуманист, без общего образования нельзя успешно осуществлять образование специальное. Внимание К. Д. Ушинского привлекло убогое состояние ремесленных школ в России, чему он посвятил статью «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868). Ремесленные училища были филантропическими учреждениями и комплектовались детьми с улицы. Трагическими чертами рисует их облик К. Д. Ушинский. «Мальчуганы эти обыкновенно бегут во всю прыть то с утюгом в руках, то с колесом или рессорой на плече, то с нарой сапог и тому подобными несомненными признаками их будущего призвания. Но нередко попадаются они также и со штофом, бутылкой или даже бутылью прозрачной влаги, только что взятой в кабаке, с солеными огурцами в грязной бумаге, с разбитым носом, с глазами, обведенными синевой, и другими столь же несомненными признаками их будущей нравственности, их будущего здоровья».


Полезное чтиво:
Значение игры и труда в школе
Ведущая роль труда в процессе образования
Роль и место родного языка в образовании и обучении
Значение родного языка в жизни человека
Язык – результат наследования поколений
Роль родного языка в формировании личности
Родной язык – отражение жизни народа
В языке – душа и история народа
Система грамматики в первоначальном образовании
Учебник для чтения «Родное слово»

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства