Что нужно для развития образования

К. Д. Ушинский не помышлял о том, чтобы создать какую-то особую синтетическую науку о человеке, которая включала бы все. Он хорошо понимал, что нет ни одной отрасли знаний, которая бы в той или иной степени не касалась человека, не имела бы к нему прямого или косвенного отношения. Человек и его деятельность настолько многогранны, что никакая синтетическая наука не в состоянии раскрыть существо дела. Различные науки учитывают эту многогранность и изучают какую-либо сторону существа человека и его деятельность. Сочетание различных наук в рамках педагогической антропологии, по мнению Ушинского, является своеобразным выражением идеи целостности человека, единства в ней физических, умственных, нравственных сил и возможностей. Педагогическая деятельность требует многосторонних знаний. Нелепо, говорил Ушинский, для медиков, например, ограничиваться изучением одной терапии и не знать физики, химии, биологии, физиологии. Точно так же странно выглядит педагог, изучивший только педагогические правила, излагаемые в учебниках педагогики.

К антропологическим наукам, необходимым для постановки и осуществления воспитания человека, К. Д. Ушинский относил анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, филологию, географию, изучающую Землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистику, политическую экономию, историю, философию, литературу, искусство и «собственно воспитание». Во всех этих науках, утверждает он, излагаются, сличаются и группируются факты и их соотношения, обнаруживающие свойства предмета воспитания – человека. По мере развития ряда наук, особенно физиологии и психологии, все больше возрастает, отмечал он, возможность их педагогического приложения, особенно в определении общего потенциала обучения, механизмов воспитания и обучения и оптимальных условий формирования человека.

«Воспитатель должен знать природу своего воспитанника. Отсюда для него вытекает необходимость знания антропологии, которая дает возможность знать законы физического и умственного развития ребенка, формирования его мышления, образования и развития понятий, умственных действий, определить взаимосвязь между воспитанием, обучением и развитием. Антропология, по мнению Ушинского, открывает неисчерпаемые возможности воспитательных воздействий в природе самого человека, но для этого надо знать человека. «Кто хочет воспитать человека, тот должен воспитывать в нем гармонически и тело, и душу: дух не должен развиваться за счет тела, и тем более тело не должно развиваться за счет духа. Тело живет и развивается, только находясь в сношении с внешним миром. Необходимое условие его жизни – деятельность, источник всякого совершенствования».

Антропологический подход к человеку как предмету воспитания и познания К. Д. Ушинский распространяет полностью на характер, направление, содержание образования, его организационные формы, систему и методы обучения.

«Теперь уже нет сомнения, – справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, – что структуру процессов воспитания и Образования, взаимодействия в них различных средств, методов и компонентов можно понять лишь относительно к структуре психофизического развития человека, его целостной природе. Этот итог научного процесса в нашем столетии является фундаментальным подтверждением жизненности идей педагогической антропологии Ушинского».

Комплексное изучение человека различными науками с определенно поставленной целью может дать в наши дни огромные возможности для научного подхода к его развитию и воспитанию.

В рамках своей «Педагогической антропологии» великий русский педагог показал принципиально новый, целостный подход к человеческой личности. «Интерпретация этого единства Ушинским, – как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, – представляет в настоящее время лишь исторический интерес; многое в своде знаний об организме, нервной системе и органах чувств, психическом развитии человека устарело. Тем более можно поражаться силе теоретического мышления и педагогического убеждения Ушинского, сумевшего столетие назад поставить и обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии. Речь идет о диалектике целого и части, их взаимопроникновении и противоречиях, о структуре и системе, являющихся важнейшими категориями целостности в природе, обществе и сознании человека. Благодаря решающим успехам экспериментального естествознания и диалектического метода в философии преодолеваются те умозрительно-синтетические истолкования целостности организма, которые господствовали в XIX в. и начале нашего столетия».

Прошло немногим более ста лет после выхода «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинского. За это время многое изменилось, мир стал совершенно иным, появился мир гуманистический. В этом новом мире проблемы воспитания и образования стали заботой всего народа, созданы исследовательские педагогические учреждения, готовятся в специальных учебных заведениях квалифицированные педагоги, создана педагогическая теория на научно-философской основе – диалектическом и историческом материализме, на великом учении Иванова.

В этом мире К. Д. Ушинский, выдающийся представитель педагогической и психологической мысли, по праву считается одним из классиков русской педагогики, сочетавший свои глубокие теоретические исследования с живой, творческой практикой.


Полезное чтиво:
Роль наследственности в процессе воспитания и образования
Задатки наклонностей передаются по наследству
Процесс развития человека в нашем мире
Условия жизни определяют жизнь и развитие человека
Характер воспитания и влияние его на развитие человека
Необходимость воспитания в обществе
Сущность науки и отражение внешнего мира
Приоритет научных знаний
Развитие педагогики по мнению Ушинского
Воспитание без педагогического опыта

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства