Деятельность человека в условиях свободы

Только в условиях свободы деятельность плодотворна, утверждал К. Д. Ушинский, увлекает человека, становится его внутренней потребностью. Нужна свобода, чтобы делать то, что называется «моим делом». «...Деспотизм всегда и везде создавал два сорта людей: плутов и развратников. Нужно ли представлять этому примеры? Чем менее свободы у человека или у народа, тем более вынуждается он к фальшивой, кажущейся деятельности и тем несчастнее он делается, потому что не живет серьезными, из души вытекающими интересами».

Свобода необходима для полезной обществу деятельности, а эта деятельность столь же необходима для свободы. Стремление к свободе, оторванное от полезного дела, – фальшивое стремление, и еще более фальшивы призывы к свободе людей, живущих за чужой счет, бездельничающих. «Нет ничего неестественнее и фальшивее, – заявлял К. Д. Ушинский, – как декларации о свободе таких людей, которые только и могут жить, что на чужой счет, и не могут сделать действительного шага вперед без чужой помощи».

Понятие трудовой деятельности у К. Д. Ушинского включает преодоление препятствий, трудностей: «...Существование препятствий есть необходимое условие существования деятельности, – такое условие, без которого сама деятельность невозможна». Труд без трудностей не бывает, именно в процессе их преодоления складывается и закаляется характер человека: «Ища труда и отвращаясь от трудности труда, человек ищет невозможного». Из преодоления их рождаются такие положительные качества личности, как твердая воля, целеустремленный характер, сила мышления, увлечение идеей деятельности. Искать труда без трудности означает искать только жизненных удовольствий, из чего рождаются скука, лень, апатия, слабоволие, презрительное отношение к тем, кто трудится. «Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать».

Счастливы те люди, «которые, увлеченные какою-нибудь идеей, отдали этой идее всю свою жизнь». Те же, кто вместо труда и трудностей ищет наслаждений, забывая противоестественность такой жизни, дорогой ценой платят за свои заблуждения: «...природу нельзя обмануть такою фальшивою и легковесною монетою, и она платит за обман тяжелым чувством пресыщения, а потом: или невыносимым, доводящим до самоубийства, чувством апатии, отвращения от всех наслаждений и от самой жизни, или, подобно классической чародейке, выполняет над человеком то же самое превращение, какое выполнила Цирцея над спутниками Улисса».

К. Д. Ушинский хорошо понимал, что есть трудности естественные, природные, и что борьба человека за открытие законов природы и их использование на благо человека составляет один вид трудностей. Но эта борьба, также понимал он, зависит от общественных условий: свобода и труд неотделимы, а в жизни, видел он, отсутствует свобода труда. «Машина и животное работают, – писал К. Д. Ушинский, – работает и негр, боящийся только плети надсмотрщика и не ожидающий для себя никакой пользы из своей работы: несвободный труд не только не возвышает нравственно человека, но низводит его на степень животного».


Полезное чтиво:
Значение физического труда в жизни человека
Подготовка к труду как цель воспитания
Важность стремления человека к цели своей деятельности
Единство физического и умственного труда
Народность – проявление созидательной силы народа
Иностранные системы воспитания детей
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов
Идеал человека в процессе народного воспитания
Основные пути создания народной школы
Положение школы в современном обществе

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства