Движение материи и сила чувства

Почему понятие «сила развития» должно удержаться в науке, К. Д. Ушинский аргументировал так: «...эта сила принадлежит плану организма, т. е. устройству органического зародыша: его механическим, химическим и физическим свойствам». В этом утверждении заложено предвидение, которое стало научным фактом в наши дни в учении о наследственности и механизмах ее передачи и раскрытия. Силу развития он рассматривает как формообразующий принцип, действующий в самой материи организма, а не вне его и обнаруживающийся только при соответствующих условиях.

к. Д. Ушинский считает, что материальный мир существует объективно и является источником всех наших знаний. Движение материи, утверждает он, происходит благодаря присущей ей внутренней закономерности, а не является результатом какого-то внешнего воздействия. Он совершенно справедливо замечает, что нет движения вне материи и материи вне движения. Для того времени, когда движение объясняли какой-то «внешней силой», такое утверждение являлось исключительно важным. «Всякое движение, – отмечал К. Д. Ушинский, – предполагает непременно материю – то, что движется, и силу – то, что движет. Сила долго считалась чем-то отдельным от материи, – каким-то таинственным нечто, условливающим движение инертной материи. Но новая наука не только внесла силу в материю как ее неотъемлемое свойство, но самую силу объяснила движениями же...».

Если К. Д. Ушинский утверждал, что движение материи происходит по внутренним ее законам, что материя является причиной всех наших ощущений, служащих основой психической деятельности человека, то тем самым К. Д. Ушинский объективно становился на материалистические позиции. Движение – закономерность самой материи, ее неотъемлемое свойство. «...Если бы не было силы, движущей материю, то не было бы движения, а следовательно, и не было бы никаких явлений, ибо человек может понять явление только в форме движений...». Ощущения, разъяснял он, возникают в результате воздействия на нервную систему объективной действительности. Внешний мир воспринимается нами через органы чувств. Нервная система во всей ее сложности и многообразии является основой духовной жизни.

Какова же роль души с точки зрения К. Д. Ушинского, каково ее отношение к внешнему миру и к физической организации человека?

К. Д. Ушинский отвечает, что нервный организм является посредником между внешним миром и непознанной душой; что ощущения души есть ощущения нервного организма; что внешний мир отражается в душе через нервную систему. Таким образом, К. Д. Ушинский «материализует» душу. «Душа не ощущает ничего, кроме разнообразных состояний нервного организма, и насколько внешний мир своими влияниями отражается в этих состояниях, настолько он и доступен душе. Если предположить, что во внешнем мире существуют явления, не производящие никакого влияния, ни непосредственного, ни посредственного, на изменение состояний нервного организма, то такие явления останутся для души навсегда неизвестными. Если, наоборот, предположить, что в душе есть явления, которые не производят никакого впечатления на нервный организм, то такие явления ничем не заявят своего существования во внешнем мире».

К. Д. Ушинский дает материалистическое толкование понятиям душевный, духовный и органический. Можно соглашаться или не соглашаться с таким делением чувств, можно соглашаться или не соглашаться с их пониманием и функциями, но истолковываются они им чисто материалистически.

Под органическими чувствами он понимал такие чувства, которые возникают из органического состояния организма и которые свойственны и животным. Духовные чувства свойственны только человеку, например этические и эстетические. Душевные же чувства заключаются, по его словам, в отношении наших представлений к нашим стремлениям, их мы, следовательно, сознаем. Стремления, в свою очередь, он соответственно разделял на телесные, душевные и духовные: «К телесным стремлениям мы отнесли все те, которые возникают из потребностей растительного процесса нашего тела. Душевное стремление мы заметили только одно – стремление жить, т. е. стремление к сознательной деятельности, что для души одно и то же». Источниками для всех чувств является внешний мир и деятельность. Даже такое душевное чувство, как любовь, Ушинский объясняет с этих своих позиций: где есть любовь, там непременно есть влечение к предмету. Такими предметами влечения могут быть искусство, природа, друзья, дети, женщина и т. д. «Любовь, или в первой своей форме чувство влечения, пробуждается в душе всякий раз, как мы встречаем предмет, соответствующий тому или другому врожденному нам стремлению».

Чувства, утверждал К. Д. Ушинский, являются необходимым условием творческого подхода к деятельности. Чувства не помеха сознанию, а необходимое условие творчества и мышления. Декарт, Спиноза и Кант были совсем не правы, доказывая, что идеал мышления достигается лишь тогда, когда оно лишено «сердечных чувствований». Не соглашаясь с такими утверждениями, К. Д. Ушинский писал: «Глубокие философы или ученые кажутся для других людьми холодными именно потому, что они слишком страстны, страстны до того, что одна страсть убивает у них все другие. Но если человек, увлеченный страстной любовью к одной женщине, ставит ее выше целого мира, то это не значит еще, что все должны быть такого же мнения».


Полезное чтиво:
Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского
Споры о материализме и схоластике в педагогике
Опыт антропологии в науке о воспитании
Что писал Чернышевский о мировоззрении
Роль философии в науке о воспитании
Что нужно для развития образования
Роль наследственности в процессе воспитания и образования
Задатки наклонностей передаются по наследству
Процесс развития человека в нашем мире
Условия жизни определяют жизнь и развитие человека

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства