Единство физического и умственного труда

Великий педагог-демократ мечтал о том, чтобы физический труд и умственный соединились в деятельности человека. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, как физическому, так и умственному, оно должно дать ему возможность отыскать труд в жизни. Труд создает материальные и духовные ценности, и чем он производительнее, тем богаче становится человек и общество. Если вместе с богатством не растут духовные потребности человека, то скудеет его умственная и нравственная жизнь. «Вот почему, по крайней мере, наравне с заботами политической экономии добывать бархат, тончайшие сукна и золотые кисеи, должны идти заботы об умственном и нравственном развитии народа, о его образовании, иначе все эти кисеи и бархаты не увеличат массы счастья, а напротив, уменьшат его».

На понимании стремления к деятельности, проявляющейся в свободном творческом труде, К Д. Ушинский основывал свой идеал гармонического развития человеческой личности, в котором равноправно представлены труд умственный и труд физический. Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления. Школа должна вызвать в воспитаннике «жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. Потребность труда... врождена человеку, но она удивительно как способна разгораться или тухнуть, смотря по обстоятельствам, и в особенности сообразно тем влияниям, которые окружают человека в детстве и в юности». Школа призвана открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в жизни. «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

Разрабатывая проблемы образования и обучения в школе, К. Д. Ушинский специально рассматривает вопрос о характере учебной деятельности учащихся, исходя из своего учения о цели воспитания, рассматривает умственный и физический труд школьника как средство подготовки его к труду в жизни.

К. Д. Ушинский, мы видим, в рамках своей педагогической антропологии оригинально подошел к трактовке цели воспитания. Обстановка в тогдашней России, разумеется, ни в какой мере не способствовала свободной деятельности человека, творческому характеру труда народных масс, для которых труд был не счастьем, а проклятием. В наши дни, в условиях другого общественного строя, созданы те благоприятные условия, которых К. Д. Ушинский мог только желать. Его учение о цели воспитания творчески используется школой и педагогикой.


Полезное чтиво:
Народность – проявление созидательной силы народа
Иностранные системы воспитания детей
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов
Идеал человека в процессе народного воспитания
Основные пути создания народной школы
Положение школы в современном обществе
В какую школу народ отдаст своих детей
Система образования родного народа
Важный вопрос об образовании женщин
Какой должна быть система образования женщин

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства