Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека

Трактуя проблему красоты как центральную проблему эстетики, К. Д. Ушинский рассматривает ее широко, тесно связывая с проблемами социальными, видит ее в нравственных отношениях людей и постоянном их труде, в природе, искусстве и литературе. Под свою теорию эстетического воспитания К. Д. Ушинский, с одной стороны, подводит всеобъемлющий принцип народности, раскрывает народный характер эстетических воззрений человека, его понятий о красоте, о прекрасном в жизни и в искусстве. Тесно связывая эстетику с этикой, с патриотическим воспитанием, с общественными интересами, педагог-демократ придает своей теории эстетического воспитания действенный характер, наполняет ее глубоким социальным содержанием. С другой стороны, в основе этой теории К. Д. Ушинского лежит его принцип антропологизма. Великий русский педагог, исследуя природу психических явлений, уделяет большое внимание эмоциям, «чувствованиям человека» вообще и эстетическим в частности. Это дает ему возможность органично связать такие задачи эстетического воспитания, как формирование эстетических эмоций и восприятий, эстетических представлений и понятий, с индивидуальным психическим развитием человека – его нервной системы, органических, душевных и духовных чувствований.

В ряде своих педагогических работ, особенно в «Педагогической антропологии», К. Д. Ушинский специально анализировал физиологическую основу «эстетических чувствований человека», которые играют существенную роль в формировании личности. «Возможность ощущать в одно время целое и малейшие его подробности, – подчеркивал он, – есть чувственная основа возможности духовного наслаждения гармонией созданий природы и художника». К. Д. Ушинский вскрывает диалектическое единство между эстетическими чувствами, которые он относит к духовным чувствованиям человека высшего порядка, и чувствованиями органическими и душевными. Без зрительных ощущений, без деятельности зрительных нервов, без элементарных реакций нервов слуховых, без слуховых ощущений, не бывает никаких эстетических ощущений и восприятий. Без живого уха, без живого глаза, доказывает Ушинский, нет никакого эстетического восприятия красок, света и тьмы, эстетического восприятия звуков, музыкальной гармонии. В процессе эстетического развития и воспитания эмоций, в процессе, который доставляет человеку множество эстетических ощущений, представлений и переживаний, совершенствуется все духовное содержание человека. Его чувствования становятся богаче и разностороннее.

Задача развития чувств человека, его эмоций, рассматривается К. Д. Ушинским как важнейшая составная часть воспитания человека. «Воспитание, – утверждает он, – почти исключительно заботящееся об образовании ума, делает в этом случае большой промах...». Желания человека, которыми определяются все его поступки, зависят, по мнению Ушинского, и от чувствований человека, имеющих большее жизненное значение.

В мыслях человека выражается его теоретическое представление о мире, однако «чувствования в человеке» для жизни его также важны, в них выражаются тоже его отношения к окружающему миру, содержание духовной жизни.

Процесс формирования чувствований, доказывает к. Д. Ушинский, процесс сложный. Со всеми запечатлевшимися в человеке воспоминаниями всегда связаны и определенные чувствования: «В душу нашу ложатся следы не простых, но проникнутых чувствами представлений... раскрашенные чувствами картины». Пережитые человеком чувствования со временем изменяются: меняется тон переживаний, печальные картины подчас зазвучат радостно, а радостные, наоборот, станут грустными. «Это изменение прежних чувствований есть самое верное мерило наших душевных перемен: перемен в самом строе нашей души, отчего изменяется и резонанс ее, когда по ней ударят новые впечатления».


Полезное чтиво:
Роль искусства в процессе воспитания
Воспитание эстетических чувств
Форма и содержание искусства
Важность изучения народных произведений
Большое влияние детской книги
Значение роли искусства в жизни ребёнка
Каким должно быть эстетическое воспитание в школах
Ушинский и общественно-педагогическое движение
История и развитие педагогической мысли
Состояние учебных заведений

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства