Форма и содержание искусства

В принципиальных взглядах на искусство интересны также взгляды К. Д. Ушинского на соотношение формы и содержания. В обычной жизни, по его мнению, нередко под пышной формой вовсе нет никакого глубокого содержания, а незначительная по видимости форма скрывает порой бесконечно глубокое нравственно-жизненное содержание. Так, в жизни простого народа окружающие его повседневно формы, отмечал он, неизящны и непривлекательны, но духовная жизнь его таит глубокие внутренние чувства и стремления. «Но чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем привлекательнее и изящнее окружающие его формы жизни и тем легче может он увлечься этими формами и не заметить содержания». В настоящем произведении искусства отражаются жизнь, истина в образной форме, в нем форма и содержание находятся в гармоническом единстве. Сила искусства, утверждал Ушинский, в истине, выраженной в соответствующей ей художественной форме. «Истина без художественной формы не художество; но и художество, в середине которого нет истины, пищи, удовлетворяющей духовному голоду человека, – не художество, я только телесное наслаждение сладостью звуков, гармонией цветов, напоминаниями благоуханий и приятных вкусов».

Художественное чувство человека ищет элементы красоты везде. Но только резец художника может придать им эмоциональную художественную форму, и истина делается доступна чувству. Попробуйте объяснить людям, разъясняет Ушинский, статую Аполлона Бельведерского, которая является торжеством истины, красоты, гуманности, торжеством силы ума. Долгие годы науки ушли бы на это, да и то, наверное, не дали бы должного эффекта. Художник же «подымает свою статую, и чувство той же истины шевелится и растет в каждой груди».

На основе своего понимания прекрасного, проявления его в жизни и отражения в искусстве и литературе К. Д. Ушинский рассматривал в своих работах «важнейшие сферы эстетического воздействия на ребенка». На него действуют в этом направлении окружающая природа и эстетика труда, общий уклад школьной жизни, нравственность отношений в ней между учителем и учащимися, эстетика их совместной деятельности (в игре, учении), родной язык (устное народное творчество и художественная литература), различные виды искусства (пение, музыка, живопись). Воспитание в ребенке понимания прекрасных сторон искусства вообще, художественной литературы и красоты родного языка в частности является, по Ушинскому, важнейшей задачей эстетического развития человека.

С самого раннего возраста на ребенка поэтически действует прекрасная родная природа: необозримые колыхающиеся поля, сказочные леса, душистые овраги, розовая нежная весна и золотистая осень. «Великий голос природы» волнует ребенка, вызывает в нем глубокие эстетические переживания. Поэтому К. Д. Ушинский горячо призывает воспитателей и педагогов обогащать детей эстетическими восприятиями прекрасных сторон природу.

Богатейшие возможности эстетического воздействия на ребенка таит в себе «искусство литературы и родного языка». Назначение художественного произведения – «действовать возможно полнее на всего человека, действовать полнее именно на его чувство, по возможности менее утомляя его ум». Произведения художественной литературы, разъясняет Ушинский, потому и обладают громадной воспитательной силой, что они дают образное эмоциональное отражение явлений жизни. «Истина, как бы возвышенна она ни была, не произведет того полного впечатления, которое мы называем художественным, если мы должны добираться до нее математическими выкладками и выкапывать ее из пыли архивов...». Нужна эмоциональная форма отражения истины, которая заставит волноваться, сопереживать и сочувствовать, и эти возможности предоставляют воспитателю лучшие образцы художественной литературы и устного народного творчества, особенно его сказки, столь необходимые для детей младшего возраста. Поэт и писатель, концентрируя явления, взятые из жизни, рисуют эмоциональные и образные картины, которые находят глубокий отклик в чутком сердце ребенка. К. Д. Ушинского возмущала недооценка эстетического воздействия народного языка, причем это относилось к языку любого народа, а не только русского. Он, например, с горечью писал, что из школ для украинских детей изгонялся их родной язык, язык, на котором «еще недавно пел Шевченко».


Полезное чтиво:
Важность изучения народных произведений
Большое влияние детской книги
Значение роли искусства в жизни ребёнка
Каким должно быть эстетическое воспитание в школах
Ушинский и общественно-педагогическое движение
История и развитие педагогической мысли
Состояние учебных заведений
Годы учёбы Ушинского в гимназии
Страницы истории России
Студенчество и формирование своих взглядов

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства