Формирование нравственных убеждений

К. Д. Ушинский, как уже отмечалось ранее, признавал огромную роль научных знаний в формировании прогрессивных общественных убеждений – этой основы нравственного воспитания. Подлинно научные знания о природе, обществе и человеке имеют исключительно важное значение для воспитания общественно-нравственных убеждений, поступков. «Но если убеждения начинают формироваться в человеке во время юности, – подчеркивал он, – то тем не менее в продолжение всей жизни они образуются далее, крепнут, видоизменяются, иногда рушатся». Воспитание «только открывает путь образованию убеждений, защищает юное, формирующееся убеждение от всех положительно вредных влияний».

Придавая большое значение воспитывающему и развивающему обучению, выдвигая при этом на первый план задачу нравственного воспитания, К. Д. Ушинский критиковал прусскую систему воспитания, которой так симпатизировало в России министерство народного просвещения и старалось ее основы вводить в гимназиях. Он отмечал в ней расчетливость, холодность, национализм и шовинизм. Его беспокоило то обстоятельство, что в Петербурге известным педагогом И. И. Паульсоном издавался журнал «Учитель» (1861 – 1870), который пропагандировал эту педагогику. К. Д. Ушинского тревожило то, что государственная прусская система воспитания к тому времени была уже военизированной. В своих письмах к Н. А. Корфу он выражал обоснованную тревогу, что после разгрома Франции Пруссия готовилась к войне против России, войне, по его словам, самой страшной в истории человечества.

Во всех исследованиях деятельности К. Д. Ушинского почему-то этот вопрос обходится, хотя, на наш взгляд, он связан с проблемой нравственного воспитания и его результатами. Пожалуй, в истории развития человеческого общества нигде нельзя так проследить влияние воспитания на формирование зверских черт личности, как в Пруссии, и К. Д. Ушинский это хорошо видел. «... Разве не видать, что Пруссия, – с тревогой отмечал он, – эта многоученая и нравственная Пруссия, только еще раскрывает ворота в ужасное будущее для всей Европы, никак не исключая и нас? Если можно что предвидеть в человеческой истории, то я считаю войну России с Германией совершенно неизбежной, и если война французов с немцами показала так много зверства, то какова же будет немцев со славянами?». Здесь К. Д. Ушинский исходил из того, что в Пруссии его времени по-своему понималось единство воспитания и образования: умственное развитие там последовательно подчинялось агрессивным целям – подготовить человека для войны, способного хладнокровно и точно убивать.

К. Д. Ушинский хорошо понимал безнравственные, антигуманные великодержавные планы немецких правящих кругов того времени. «Европа с пруссаками наверху, – писал он, – тяжело налегшими на славянские и романские племена, разве может представить залог какого-нибудь продолжительного мира?.. О придет время, когда сами немцы сочтут Бисмарка злейшим врагом Германии, Пруссии и человечества. Но пока придет такое время, страданий придется выжить человечеству целый океан». После двух мировых войн, развязанных немецкими империалистами, нет необходимости комментировать эти мысли К. Д. Ушинского.

Вместо нравственного, гуманного воспитания школы ряда зарубежных стран «под благовидным предлогом патриотизма», писал Ушинский, раздували шовинистические страсти, ненависть к другим народам. «Вот куда повернули людей, – с досадой отмечал педагог-гуманист, – Наполеоны, Бисмарки, Фрицы и Вильгельмы – да поразит их кара небесная!».


Полезное чтиво:
Воспитание патриотизма в школе
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека
Роль искусства в процессе воспитания
Воспитание эстетических чувств
Форма и содержание искусства
Важность изучения народных произведений
Большое влияние детской книги
Значение роли искусства в жизни ребёнка
Каким должно быть эстетическое воспитание в школах
Ушинский и общественно-педагогическое движение

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства