Годы учёбы Ушинского в гимназии

Вначале, отмечает К. Д. Ушинский, он смотрел на свою гимназию «не совсем благосклонно, но, познакомившись впоследствии ближе с настоящими учебными заведениями и в губерниях и в столицах, встречаясь потом в жизни с воспитанниками самых разнообразных заведений и определяя характер общего типа данного им воспитанием», он убедился, что в Новгород-Северской гимназии 30-х гг. «было действительно много хорошего посреди немалого количества дурного» (11, 51). Несмотря на плохие, тощие учебники, но благодаря добросовестному отношению к делу со стороны учителей и общей постановке учебного дела многие воспитанники выходили из гимназии со светлыми мечтами служить науке и народу.

В пору детства и юности велико было для Ушинского и «внеучебное влияние» – семейная обстановка, дух дружбы и товарищества в гимназии, окружающая среда, природа, самостоятельное чтение книг, главным образом из библиотеки отца, участника Отечественной войны 1812 г., воспитанника Московского университетского благородного пансиона.

Как правильно пишет проф. Д. О. Лордкипанидзе, автор известных работ о К. Д. Ушинском, состав учащихся гимназии в маленьком городке Новгород-Северском был более демократичным, чем в аналогичных учебных заведениях крупных городов. Ушинский общался с крестьянскими детьми, видел труд крестьян, их нищету и бесправие, праздность и духовную бедность крепостников. Совершенно не случайно поэтому, как и для большинства передовых людей того времени, крестьянский вопрос стал позднее для Ушинского определяющим его педагогическую систему, особенно ведущую идею народности в ней.

Уединенная домашняя жизнь подростка без влияния родителей развила у него излишнюю мечтательность. Ушинский позднее указывал, что уединение детей ведет к таким отрицательным явлениям, как безволие, ненужная мечтательность, непонимание жизни.

Но зато с какой поэтической страстностью и педагогической убежденностью К. Д. Ушинский писал о значении влияния природы на свое развитие. Живые ее впечатления производили на тонкую и страстную натуру юноши исключительно благотворное влияние. К. Д. Ушинский жил, по его словам, в четырех верстах от гимназии и ходил на занятия пешком. Ежедневно в период учения он должен был прошагать в школу и обратно около десяти километров. Дорога шла по живописному берегу Десны, и на впечатлительного юношу природа оказывала огромное воздействие. «А воля, – пишет он в воспоминаниях, – а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Многие ценные нравственные качества сформировались у К. Д. Ушинского в гимназические годы. Он нес с собой в университет честность и прямоту, принципиальность и гуманность, справедливость и требовательность, скромность и трудолюбие, большую любовь к родному народу и стране.

В 1840 г. К. Д. Ушинский поступает на юридический факультет Московского университета. «Уже во время приемных экзаменов, – писал Ю. С. Рехневский, – и первых лекций в университете мы все обратили внимание на Ушинского, тогда весьма молодого человека, почти мальчика, с черными выразительными глазами, с умным и чрезвычайно симпатичным лицом, которого живая и бойкая речь, с чуть заметным малороссийским акцентом, оригинальные и резкие суждения по поводу университетских лекций, тогдашних литературных и театральных явлений и всего того, что интересовало наш университетский мир, невольно возбуждали общее сочувствие, какое возбуждает всякий, выходящий из ряда обыкновенных, молодой человек». Так характеризовал студента К. Д. Ушинского человек, который в течение тридцати лет был его близким другом.

Во время пребывания в Московском университете К. Д. Ушинский испытал всю тяжесть политической атмосферы николаевского режима, весь пнет и насилие правительства крепостников, подозрительно относившегося к университетам – «рассадникам крамолы». Университетский устав в 1835 г. отражал, страх самодержавия перед подлинной наукой. Еще в 1833 т. было запрещено преподавание философии права впредь до издания правительством учебника, который трактовал бы политические вопросы в монархическом духе. Новым уставом отменено право выбора профессоров, и они стали назначаться министром народного просвещения. Официально учреждается полицейский надзор за студентами через инспекторов университета. В специальной инструкции особо предписывалось инспекторам следить за выполнением студентами религиозных обязанностей. Если студент казался подозрительным, то предлагалось устанавливать наблюдение не только за ним, но и за его знакомыми. Преподавание истории философии разрешалось только профессорам богословия, а затем запрещено вовсе, как и преподавание государственного права. Отменена посылка за границу молодых людей, готовившихся к профессуре.

Однако и в годы правительственных гонений на университеты, в годы насилия и произвола Московский университет выстоял. Благодаря прогрессивной части профессуры и студенчества, вопреки замыслам царских сатрапов, он все больше становился средоточием русского образования, рассадником передовых общественных идей.


Полезное чтиво:
Страницы истории России
Студенчество и формирование своих взглядов
После окончания Московского университета
Служить интересам народа
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей
Почему Ушинский уходит из лицея
Мысли, изложенные в статьях
Педагог и общественное движение
Работа в журнале министерства просвещения
Новый журнал под редакцией Ушинского

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства