Характер воспитания и влияние его на развитие человека

Мы знаем, что французские материалисты-просветители не могли выйти из заколдованного круга всемогущего влияния среды на человека и не понимали активной роли человека в изменении среды. К. Д. Ушинский ближе их подошел к правильному решению этого вопроса. Не наследственность является определяющим фактором в развитии человеческой личности, а общественная жизнь и деятельность человека, в которых особое место К. Д. Ушинский отводит воспитанию. Оно оказывает влияние на все стороны человеческой деятельности, и развитие человека происходит в прямой зависимости от воспитания. Однако, как бы велико ни было влияние воспитания на развитие отдельного человека и общества в целом, хотя в воспитании и кроется «великая тайна усовершенствования человеческой природы», оно само по себе, взятое изолированно от других условий жизни, не может иметь решающего значения. Воспитание тогда играет большую роль, когда отвечает интересам развития общества, служит обществу, а не стоит вне его. Не воспитание определяет характер развития общества, а общественные условия определяют характер, содержание и направление воспитания. «Не педагогика и не педагоги, – подчеркивает К. Д. Ушинский, – но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям... Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества».

Нельзя не отметить прогрессивную и плодотворную в научном отношении мысль К. Д. Ушинского о том, что всестороннее развитие всесторонних возможностей человека – процесс не спонтанный, что это результат воспитания и влияния среды, прежде всего общественной.

Возникновение и развитие воспитания, по словам Ушинского, можно понять только с позиций понимания человека как существа социального.

Г. Спенсер в своих работах «Статьи о воспитании», «Воспитание умственное, нравственное и физическое» пытался доказать, что жизнь человека – это приспособление внутренних его состояний к внешним. Внешняя среда вызывает в организме изменения, позволяющие ему приспособиться к внешней среде и выжить «в борьбе за существование». Сознание человека – это, по Спенсеру, тоже форма приспособления, а воспитание – часть биологии. К. Д. Ушинский выступил против попыток Спенсера рассматривать воспитание в чисто биологическом плане, как результат организованного приспособления человека к естественной среде. «Природа является у Спенсера какой-то волшебницей, – писал К. Д. Ушинский, – которая не только с любовью отыскивает в мире разные отношения и переходит от простых к самым сложным, но и находит средства приноравливаться к ним в организмах. Это приноравливание выражается не только в том, что основная раздражительность дает начало различным чувствам, но в ней же причина усовершенствования в прогрессе каждого чувства».

В природе человека наш великий педагог видел неограниченные возможности развития. Одним из важнейших средств его он считал воспитание, совершенствующееся, в свою очередь, в результате познания человека. Здесь мы уже в рамках педагогической антропологии видим диалектический подход к проблеме взаимозависимости и взаимообусловленности воспитания и развития, подход строго научный. «...Мы уверены, – отмечает Ушинский, – что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. По крайней мере, на эту возможность ясно указывают и физиология и психология».


Полезное чтиво:
Необходимость воспитания в обществе
Сущность науки и отражение внешнего мира
Приоритет научных знаний
Развитие педагогики по мнению Ушинского
Воспитание без педагогического опыта
Правила педагогики Ушинского
Роль психологии в педагогике
Задачи воспитания и образования
Какой должна быть наука о воспитании
Важное значение научной педагогики

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства