Иностранные системы воспитания детей

Русское же дворянство, как известно, подражало вкусам и нравам зарубежной аристократии, нигилистически относилось ко всему отечественному и воспитывало детей в семьях на французский, английский и немецкий лад, отчуждая их от всего отечественного как «простонародного». Такое направление господствовало и в закрытых учебных заведениях, где знание французского языка и словесности служило показателем «хорошего тона». Чуждое всему русскому направление воспитания проникало в гимназии, где господствовали классицизм и гербартианская педагогика. Изучению родного языка, отечественной литературы, истории, географии уделялось мало внимания. Все это препятствовало развитию просвещения на своей, народной основе.

Истинное воспитание, подчеркивал педагог-демократ, сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное – язык, свое устное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли... что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Имущие классы используют образование и воспитание в своих корыстных целях. Более смело это показал К. Д. Ушинский на примере других стран.

Анализируя систему общественного воспитания в Англии, он пришел к выводу:

«Воспитание бедного класса, на которое начали теперь обращать в Англии большое внимание, не изменяет аристократического характера английского воспитания. Это не более как милостыня, бросаемая богачом бедняку, подвиг христианского милосердия, с которым английский джентльмен так умеет связать свою родовую гордость, и, наконец, благоразумная мера предупредительной полиции и финансовый расчет общества, которому известно, что содержание в тюрьме, куда бедняк чаще всего попадает по невежеству, обходится дороже его воспитания. Уничижительное название школ в лохмотьях (ragged schools) одно уже указывает на характер этого воспитания».

Статья «О народности в общественном воспитании», откуда взята эта цитата, опубликована в 1857 г. Этот же примерно период отражен и в работе Ф. Сомова «Положение рабочего класса в Англии», в которой рисуется та же ужасающая картина дикости и невежества среди трудового населения Англии.

Англия не была исключении в постановке народного образования из числа других стран Европы. К. Д. Ушинский, тщательно проанализировав всю систему народного образования Франции, пришел к выводу, что воспитание там не может влиять на общество и служит средством для целей, чуждых воспитанию и науке. Состоятельные французы отдают своих детей в воспитательные учреждения прежде всего потому, что их пребывание в семье стесняет родителей, которым самим еще хочется, пожить в свое удовольствие. Сами школы служат целям спекуляции. «Талантливых мальчиков, на которых предвидится возможность отличиться, принимают даром в самые дорогие пансионы при коллегиях, даже готовы платить за них деньги; об остальных торгуются почти что с аукциона: «Кто возьмет меньше?». Провинциальные же и городские управления заботятся только о том, как бы подешевле обошлась им учебная часть». Внешний блеск, тщеславие и материальная польза – характерные черты французского общественного воспитания XIX в.

Критически смотрел К. Д. Ушинский и на немецкую систему воспитания, которая, по его словам, отличалась в то время пустейшей страстью к системе, стремлением все подводить под одно отвлеченное и пустое начало и все объяснить абстрактным, спекулятивным началом.

Немецкая система воспитания, увлеченная философским развитием, направлена на преждевременное и насильственное развитие ребенка. К. Д. Ушинский образно показал, что если сравнить искусственно и преждевременно развернутую розу с естественно развернувшейся в силу собственной зрелости, то можно понять разницу между образом, созревшим самостоятельно в сознании человека, и зародышем образа, преждевременно развернутым идеей другого. Немецкая педагогика, отмечал он, много писала о развитии самостоятельности воспитанника, но эта самостоятельность насильственно вытягивалась хитро продуманной методой и самостоятельность превращалась в кажущуюся.


Полезное чтиво:
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов
Идеал человека в процессе народного воспитания
Основные пути создания народной школы
Положение школы в современном обществе
В какую школу народ отдаст своих детей
Система образования родного народа
Важный вопрос об образовании женщин
Какой должна быть система образования женщин
Общее образование как основа формирования личности
Образование классическое и реальное

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства