Интерес к вопросам народного образования

Общественно-педагогическое движение и общая обстановка в России заставили правительство начать подготовку к реформе народного образования. Министерство народного просвещения вынуждено было уже в 1856 г. поручить Ученому комитету начать разработку нового школьного устава. Его проект был разослан по учебным округам для обсуждения, и даже были опубликованы замечания на этот проект. Основной упор в дискуссиях делался на вопросе о характере и направлении средней школы – реальном или классическом. Проектом устава предусматривалось два типа гимназий – классическая и реальная, с явным предпочтением в сторону гимназии классической. К. Д. Ушинский, принципиально выступая против классического направления среднего образования, больше всего проявлял заботу о народной школе, о характере образования в ней.

Будучи в Швейцарии, он тщательно следил за дискуссиями по проекту устава, за политикой министерства просвещения. В своей статье «Педагогическая поездка по Швейцарии», опубликованной в ряде номеров «Журнала министерства народного просвещения» за 1862 и 1863 гг., он много писал о том, какой должна быть народная школа в России. В переписке с друзьями он резко отрицательно отзывался о проекте устава и тех, кто стоял за ним. Так, в своем письме к JI. Н. Модзалевскому он писал, что проект нового устава – «нелепая вещь, – просто набор фраз, так и дышащих словесным факультетом... Время уходит, а ничего порядочного не делается; только толкуют о пустяках...».

Ни министерство народного просвещения, ни Ученый комитет, разрабатывавший проект устава, не могли отрешиться от триады – «православие, самодержавие и народность», лежавшей в основе всей системы образования. Министр просвещения А. В. Головнин, то словам Ушинского, запутывал лишь все, играл в слова, вместо того чтобы дело делать.

Жизнь на чужбине не давала возможности педагогу-демократу близко стать к борьбе за создание новой школы. С тоской и душевной болью наблюдал он за событиями в России, и чувство тревоги все больше охватывало его. К. Д. Ушинский подготовил учебник «Родное слово» и руководство учителям и родителям для преподавания по этой книге. Надо было отправлять их печатать, но не было уверенности в том, что напечатают и допустят «Родное слово» в качестве учебника, недоставало средств для оплаты типографии и т. д. (Обе работы были изданы в 1864 г.)

На родине усиливался террор. «Из России часто получаю письма, – писал он 23 сентября 1862 г. А. И. Скребицкому, – и все самые печальные; от арестов все приуныли; цензура лютует, а доброго ничего не делается... Бесцельные преследования раздражают и спокойных людей; так, например, графа Толстого, известного тебе писателя, который живет у себя в деревне, держит школу и издает педагогический листок, схватили, привезли в Москву и, продержав неделю, обыскали, отпустили, ничего не отыскав. Семевского, исторического писателя, тоже взяли при возвращении его в Петербург, обыскали, ничего не нашли и отпустили, но тем не менее не дали места, на которое он уже был назначен... Все это показывает, что правительство решительно не понимает своего положения и, как глупая старуха, боится домовых и привидений».

В 1864 г. были осуществлены земская и судебная реформы. Земская реформа свелась к тому, что некоторые вопросы местного хозяйства, медицинского, ветеринарного обслуживания и начального образования поручались уездным и губернским земским управам. Однако руководство земствами фактически передано помещикам, а в административном отношении эти новые органы подчинялись губернаторам. Положение о земских учреждениях 1864 г. отводило земству скромную роль в деле народного образования, расходы на которое отнесены были к числу необязательных земских расходов. Обязательными для земств стали расходы на содержание судей, участие в расходах по размещению войск и т. п.

Влияние земства на развитие народного образования мало чувствовалось. Лишь с начала 70-х гг. деятельность земств по начальному народному образованию несколько активизировалась, но К. Д. Ушинского в конце 1870 г. уже не было в живых.

Подготовка школьной реформы продолжалась восемь лет, и в 1864 г. были приняты Положение о начальных народных училищах и Устав гимназий и прогимназий, а за год до этого, в 1863 г., утвержден Общий устав императорских российских университетов.

Развивающиеся капиталистические отношения, общественно-политическое движение 60-х их не могли не вызвать приспособления системы образования к новым условиям в России. Из сословной эта система становилась классово-сословной, что было все же шагом вперед. Как остроумно заметил А. И. Герцен в связи с принятием новых уставов, «правительство делало, как иерусалимские паломники, слишком много нагрешившие, три шага вперед и два назад. Один все же оставался».

Особенно мало было сделано для образования детей крестьян. «Вся вообще «эпоха реформ» 60-х годов оставила крестьянина нищим, забитым, темным, подчиненным помещикам-крепостникам и в суде, и в управлении, и в школе, и в земстве».

Чем активнее проявлялась общественно-политическая жизнь в России, тем больше возрастал интерес К. Д. Ушинского к народному образованию. Он, отмечал Л. Н. Модзалевский, «несмотря на все свои неудачи и страдания на службе, все-таки жил одной жизнью с родиной и, изучая педагогическую литературу и школу Запада, весь остаток своих надломленных сил посвящал интересам родной страны».


Полезное чтиво:
Изменение устава гимназий
Учебник «Родное слово»
Система народного образования в тогдашних условиях
Теория воспитания Ушинского
Развитие педагогической мысли и антропология
Движение материи и сила чувства
Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского
Споры о материализме и схоластике в педагогике
Опыт антропологии в науке о воспитании
Что писал Чернышевский о мировоззрении

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства