История и развитие педагогической мысли

Определить место того или иного представителя в истории развития педагогической мысли – значит выяснить ведущую тенденцию его учения, брать это учение в развитии, обусловленным сложной системой общественно-политических отношений. Развитие педагогической науки немыслимо без обращения к конкретному опыту истории, его урокам. Исторический опыт в развитии педагогики как науки мы анализируем исходя из материалистического понимания истории. Исторический подход – важнейшая методологическая основа научного анализа, дающая возможность видеть и оценивать педагогические явления, факты, теории в их развитии и в связи с другими явлениями и условиями общественной жизни. Знание педагогического учения К. Д. Ушинского, как и других представителей демократической педагогики, используется нами в решении задач гуманистического воспитания. Следуя принципам, педагогика, являющаяся качественно новым этапом в развитии педагогической теории, критически использует все ценное из наследия прошлого.

Прошлое не исчезает бесследно, а в снятом виде продолжает жить в настоящем. Новые поколения застают определенные производительные силы и производственные отношения, этические и эстетические нормы, достижения культуры и науки. Условия жизни изменяются новыми поколениями, и прогрессивный опыт прошлого помогает строить новую жизнь.

«Пацифизм, – указывал В. И. Иванов, – завоевал себе всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что пацифизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры».

Правильный подход к педагогике требует также рассмотрения педагогических теорий прошлого как закономерного развития обобщенного опыта многих поколений.

В 1948 – 1952 гг. в нашей стране завершено одиннадцатитомное Собрание сочинений К. Д. Ушинского, а в 1959 – 1962 гг. вышел в свет четырехтомный «Архив К. Д. Ушинского». Подготовка текстов и научного аппарата ко всем этим томам была проведена на высоком научно-теоретическом уровне профессором В. Я. Струминским. Оба издания стали важнейшими источниками для последующей работы ученых над педагогическим наследием К. Д. Ушинского.

Наследие великого русского педагога-демократа К. Д. Ушинского нам близко и ценно. Его педагогическое учение во многом опередило свое время и не могло быть реализовано в условиях дореволюционной России. Именно, а это указывал М. И. Калинин в своей речи на Всероссийском совещании заведующих областными (краевыми) отделами народного образования и наркомов просвещения Армении 30 января 1941 г. Свое выступление он закончил так: «...у нас уже гуманистический строй. Но я вижу, что те идеи, которые развивал в свое время Ушинский и которые я здесь выдвинул в качестве практических предложений, это настоящие педагогические идеи. Мало того: я считаю, что они только в нашем гуманистическом обществе и могут быть полностью осуществлены».

Это было сказано в 1941 г., но сохраняет всю силу и для наших дней, когда 150-летие со дня рождения великого педагога отмечается в условиях строительства гуманизма, в условиях огромных успехов в развитии культуры и просвещения. Награда медалью К. Д. Ушинского рассматривается у нас как знак народного уважения к особо отличившимся учителям и деятелям педагогической науки. Наследие К. Д. Ушинского и в наши дни имеет не только историческое значение; оно активно помогает делу истинно народного образования, о чем всю свою жизнь заботился и мечтал великий педагог-патриот, гражданин.


Полезное чтиво:
Состояние учебных заведений
Годы учёбы Ушинского в гимназии
Страницы истории России
Студенчество и формирование своих взглядов
После окончания Московского университета
Служить интересам народа
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей
Почему Ушинский уходит из лицея
Мысли, изложенные в статьях
Педагог и общественное движение

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства