Издание журнала «Убеждение»

Придавая огромное значение воспитанию педагогических убеждений, К. Д. Ушинский 10 апреля 1859 г. подал заявление в министерство народного просвещения об издании критико-философского, педагогического и психологического журнала «Убеждение». Судя по программе журнала, К. Д. Ушинский рассчитывал помещать в нем материалы, имеющие отношение не только к школе, но и ко всей общественной жизни.

В журнале предполагалось помещать:

1. Оригинальные и переводные статьи философского, психологического и педагогического содержания.

2. Критические обзоры различных философских, психологических и педагогических систем.

3. Критико-философский разбор замечательнейших произведений как русской, так и иностранной литературы.

4. Обсуждение современных событий и вопросов общественной и семейной жизни с их нравственной, психологической и философской стороны.

5. Критику методов преподавания и учебников, как русских, так и иностранных.

6. Рассказы различных случаев жизни, как истинных, так и вымышленных, в которых наглядным образом решаются какие-нибудь психологические вопросы.

7. Различные мелкие психологические, педагогические и философские замечаниями.

Педагог-демократ не получил разрешения на издание такого журнала. Не удалось ему, как уже отмечалось в первой главе книги, осуществить свою программу и через редактируемый им «Журнал министерства народного просвещения». Однако его педагогические статьи, учебные книги, книга для учащих «Родное слово» сыграли большую роль в формировании передовых педагогических убеждений у демократически настроенного учительства.

В своих педагогических работах, в лекциях по педагогике в Смольном институте К. Д. Ушинский горячо ставил вопрос о главном предназначении учителя – вывести из мрака невежества простой народ, благодаря труду которого все другие сословия общества имели возможность овладевать наукой и безбедно жить.

Великий педагог-демократ видел прогресс России в широком и всестороннем развитии народного образования, в просвещении парода он видел патриотический долг учителя.


Полезное чтиво:
Как воспитать народных учителей
Задачи подготовки учителей в семинариях
Нравственное развитие как задача воспитания
Как воспитать в ребёнке настоящего человека
Воспитание нравственности у будущего поколения
Роль правильного воспитания в жизни человека
Нравственное начало идёт из семьи
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества
Формирование нравственных убеждений
Воспитание патриотизма в школе

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства