Изменение устава гимназий

В середине 1867 г. К. Д. Ушинский возвращается в Россию. Нельзя было назвать радостным его возвращение на родину, о которой он так страдал, мечтал о ее счастье, светлом будущем. К. Д. Ушинский не допускается к педагогической работе, а он мечтал о возможности чтения лекций в одном из университетов. Министром народного просвещения к тому времени стал обер-прокурор святейшего синода Д. А. Толстой. Устав 1864 г. ему показался радикальным. Этот реакционер, враг просвещения, будучи министром, начал после покушения Дмитрия Каракозова на Александра II в 1866 г. интенсивную подготовку к изменению устава. Революционное движение, усилившиеся крестьянские «беспорядки» вызвали ответные реакционно-охранительные меры со стороны самодержавия, что особенно сказалось на системе образования. Все больше и больше усиливается классицизм. Окончившим реальные гимназии закрывается доступ в университеты, в том числе и на физико-математические факультеты. В обоснованиях изменения Устава 1864 г. ему отдается должное именно за его самую архаическую часть, благодаря которой средние учебные заведения были «спасены» от реального направления: «Устав гимназий и прогимназий, высочайше утвержденный 19 ноября 1864 г., спас Россию от совершенной несостоятельности в учебном и научном отношениях, которая повсюду обнаруживалась самыми печальными признаками. Основными, наиболее благоприятными положениями этого устава нельзя не признать: 1) восстановления изучения древних языков в наших гимназиях в прежней силе и притом с признанием греческого языка обязательным предметом и 2) постановления, что только классические гимназии открывают учащемуся юношеству доступ в университеты». Но хотя Устав 1864 г. и «спас Россию от несостоятельности в учебном деле», все же он не удовлетворял теперь самодержавие и его сатрапов. Министр просвещения Д. А. Толстой, готовя проект нового устава, ссылался на то, что классическое образование якобы оправдало себя в Европе и Россия должна следовать по тому же пути. Идти другими путями, по утверждению этого мракобеса, означало губить целые поколения. Классицизм рассматривался им как надежная защита молодых умов от революционных идей, предметы естественные в этих же целях им сводились «до самого необходимого минимума». Реальное направление, по мнению Д. А. Толстого, служит распространению нигилизма.

Можно себе представить, как рассматривались выступления К. Д. Ушинского, направленные против классицизма, защита им передовых педагогических идей. К. Д. Ушинский хорошо знал нрав и реакционные убеждения Д. А. Толстого. В связи с назначением его на пост министра просвещения К. Д. Ушинский писал Л. Н. Модзалевскому 21 мая 1866 г.: «У вас теперь по случаю перемены министра, да еще такой перемены, без сомнения, много новостей из педагогического мира... Я полагаю, что гр. Толстой «сильно не любит всякой педагогики» и что придет на нее гонение...». Новый министр действительно начал издавать циркуляр за циркуляром, направленные против новых веяний в области педагогики, пока Устав 1864 г. ему не удалось заменить, наконец, новым, еще более реакционным уставом, принятым в 1871 г. Впоследствии сподвижник Н. Г. Чернышевского Н. В. Шелгунов в статье «Итоги 14-летней деятельности Д. А. Толстого в министерстве народного просвещения», опубликованной в журнале «Дело», писал, что «вопросы чисто педагогические были поставлены у нас на чуждую им политическую почву, учебная система служила не целям просвещения, а охране, задачи ее чуть не приравнивались к задачам полицейским, во всем режиме чувствовалась чрезмерная исключительность и односторонность, дух нетерпимости, стеснения и заподозревания; между обществом и учебным ведомством водворился разлад, в способе проведения системы чувствовалась озлобленность и тенденциозность, тягота и нота жестокости, вследствие чего школа обращалась в некоторый кошмар для отцов и матерей, заставлявших их трепетать за участь своих детей».

Правила оформления груза на таможне. Наша компания - опытный таможенный брокер в Санкт-Петербурге.


Полезное чтиво:
Учебник «Родное слово»
Система народного образования в тогдашних условиях
Теория воспитания Ушинского
Развитие педагогической мысли и антропология
Движение материи и сила чувства
Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского
Споры о материализме и схоластике в педагогике
Опыт антропологии в науке о воспитании
Что писал Чернышевский о мировоззрении
Роль философии в науке о воспитании

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства