Язык – результат наследования поколений

Сейчас нас интересует первая цель – развитие «дара слова», что означает это понятие. «Дар слова, – отмечает педагог, – есть сила, врожденная душе человека, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе как от упражнений». В данном положении К. Д. Ушинского можно видеть великолепное сочетание онтогенеза и филогенеза в процессе возникновения и развития языка.

В его великолепной поэме в прозе «Родное слово» (1861) «дар слова» объясняется глубоко научно, демократично и изумительно верно, без всякого вмешательства сверхъестественной силы. «Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим».

Появление и развитие языка качественно изменили весь процесс мышления, весь познавательный процесс человека. Язык дал возможность человеку сохранять результаты познавательной деятельности. Фиксируя и сохраняя результаты бесчисленных «работ» человеческого сознания, язык открыл возможность для неограниченного развития мышления и сознания. В языке, особенно в его лексике, отразились первые классификации предметов в явлений.

Но как же язык, созданный множеством поколений, становится даром последующих?

Новые поколения наследуют всю культуру предшествующих поколений, в том числе и язык. Действительно, для них язык есть дар множества предшествующих поколений. Здесь мы видим у автора подход со строго исторических позиций. «Не нужно большой наблюдательности и большой учености, чтобы видеть, что язык, которым мы обладаем, не есть что-нибудь прирожденное человеку и не какой-нибудь случайный дар, упавший человеку с неба, но плод бесконечно долгих трудов человечества, начавшихся с незапамятных времен и продолжающихся до настоящего времени в наследственной передаче от племени к племени и от одного поколения к другому».

Каждое новое поколение продолжает развивать язык и мышление на основе накопленного опыта предшествующих поколений, но целиком не повторяет всех их зигзагов. Вместе с языком новое поколение усваивает и духовные богатства, созданные предшествующими поколениями и сохраненные в языке. «Медленно, в продолжение многих тысячелетий, совершалось это сознательное творчество человечества, в котором оно вырабатывало себе послушное орудие для выражения своих чувств и мыслей, вырабатывало из тех немногих, прирожденных ему, невольных звуков, которыми первобытный человек, наравне со многими животными, выражал, и сам не зная, как и почему, свои чувства и желания».

Язык – общественное явление. Слово, по выражению Ушинского, есть «произведение общежития», и человек, выросший вне человеческого общения, останется немым, как зверь. Только потребность в общении, определяемая условиями жизни, могла породить возникновение языка.


Полезное чтиво:
Роль родного языка в формировании личности
Родной язык – отражение жизни народа
В языке – душа и история народа
Система грамматики в первоначальном образовании
Учебник для чтения «Родное слово»
Лучшие методы усвоения родной речи
Какой материал содержит учебник
Особое внимание – чтению сказок
Значение книги для чтения, созданной Ушинским
Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства