Как воспитать народных учителей

В соответствии со своей идеей народности К. Д. Ушинский главное внимание уделял подготовке учителя народной (начальной) школы. В то время эта подготовка целенаправленно не была организована в стране, хотя в 60-е гг. XIX в. число народных школ благодаря активной общественной инициативе росло. В статье «Проект учительской семинарии» (1861) он отмечал, что самый существенный недостаток в деле русского просвещения – это отсутствие хороших учителей, специально подготовленных для исполнения своих обязанностей, особенно в народных школах. К. Д. Ушинский решительно выступал против распространенного в то время мнения, что в элементарных школах для детей простого народа якобы вполне успешно могут работать грамотные отставные солдаты и представители духовенства. Народная школа, по его словам, «кузница человечности», и воспитание в ней следует вести для блага народа, его духовного материального процветания. Учителя в такой школе должны быть выходцами из простого трудового народа, жить его интересами, но это должны быть учителя образованные и специально подготовленные в педагогических учебных заведениях, а не случайные люди. Для педагогической профессии необходимы призвание и специальные способности. Но если педагогическая профессия становится широко распространенной, то таких педагогов, полагаясь на отбор случайный, привлечь невозможно. Их надо тщательно готовить в специальном заведении, имея в виду, что в деле воспитания нужны не только призвание и знания, но и умение, специальные педагогические навыки. «Природные воспитательные таланты, сами себе прокладывающие дорогу в деле воспитания, встречаются реже, чем какие- либо другие таланты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многие тысячи учителей. Но знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям и не обладающим особенными способностями».

Царское правительство предпочитало все руководство народными школами передать духовенству, все их превратить в школы церковноприходские. Педагог-демократ, убежденно возражая против этого, заявлял, что «сами крестьяне высказываются, и иногда довольно решительно, против назначения лиц приходского духовенства учителями в крестьянские школы». Нельзя, продолжал он, большим и серьезным делом заниматься урывками, в часы, свободные от других главных занятий, в данном случае церковных. Народный учитель должен отдать все свое время школьному делу. Кроме того, «зная близко жизнь своего приходского духовенства, народ видит очень часто, что приходский священник и своего-то собственного сына не может сам учить, а сбывает его, как можно ранее, в городские училища». Самая главная причина нежелания крестьян иметь духовенство в качестве учителей, по словам Ушинского, состоит в том, что у крестьян резко расходятся взгляды на школу со взглядами «образованного класса». Для крестьянина школа должна быть своей, со своими учителями. Имущие классы рассматривают образование как путь к служебной карьере. Народ, по мнению Ушинского, напротив, боится всякого служебного оттенка в образовании. «...Крестьянин наш видит в детях, и особенно в мальчиках, не источник расхода, а источник дохода и средство улучшения экономического быта семьи, тогда как родители образованного класса чаще всего вынуждены заботиться о том, чтобы по возможности скорее ссадить сына на казенный хлеб». Крестьянин желает иметь настоящего учителя, а не священника.

По мнению и глубокому убеждению К. Д. Ушинского, настоящих народных учителей должны готовить учительские семинарии. Знания в этих заведениях должны иметь свою, педагогическую направленность, которой нет ни в гимназии, ни в университете. Познания эти должны отличаться энциклопедичностью и в то же время оконечностью, определенностью и ясностью». Будущий учитель должен хорошо знать и уметь наблюдать и изучать предмет своей деятельности ребенка. В результате воспитания и воздействия окружающих его условий жизни ребенок меняется, и эту сторону его развития требуется всегда учитывать педагогу. «Конечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым и глубоким психологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию на деле и исправлению психологической системы... Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности своей жизни». Этому должно способствовать обучение в учительской семинарии.


Полезное чтиво:
Задачи подготовки учителей в семинариях
Нравственное развитие как задача воспитания
Как воспитать в ребёнке настоящего человека
Воспитание нравственности у будущего поколения
Роль правильного воспитания в жизни человека
Нравственное начало идёт из семьи
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества
Формирование нравственных убеждений
Воспитание патриотизма в школе
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства