Как воспитать в ребёнке настоящего человека

У ребенка, живущего в условиях крепостничества и с детства привыкшего смотреть на трудовой народ как на рабочий скот, трудно развить нравственное чувство долга. Слова воспитателя о правах простого человека воспринимались как возмущающие «ребенка против окружающей его сферы», или же он приучался видеть в них фразы, годные лишь для урока, а не для окружающей жизни, которая не соответствует высоким истинам правды и справедливости. Всякие же попытки «призакрыть» крепостнические отношения для ребенка приводили к тому, что тот сразу учился и злу, и средствам прикрывать его.

Итак, К Д. Ушинский рассматривал нравственность и свободу как две стороны человеческой сущности, жизни и достоинства гражданина. Его понятие о нравственности питалось антикрепостническими общественными настроениями, любовью к народу-труженику, идеей народности, патриотизма. Он глубоко верил, что «акт уничтожения крепостного состояния в России будет написан на страницах русской истории золотыми буквами и составит эпоху и в истории народного образования». Мы знаем, что реформа 1861 г., проведенная крепостниками-помещиками, обманула эти лучшие надежды К. Д. Ушинского, как и всего трудового народа России, всей его прогрессивной общественности.

Страстный борец за культуру и просвещение, К. Д. Ушинский искал всю свою жизнь пути улучшения жизни народа, старался понять истинные причины его тяжелого положения. Нередко он близко подходил к установлению этих причин, в ряде случаев правильно понимал многие явления общественной жизни, но, оставаясь просветителем, действительных средств уничтожения общественных зол не видел: до понимания преобразующей роли революционной практики он не дошел.

K. Д. Ушинский только подходил к пониманию сословного принципа морали. В качестве основного начала в нравственности и нравственном воспитании он отводил все же общенациональному их содержанию. Он не до конца понимал то, что было ясно его современнику Н. Г. Чернышевскому: принадлежность к определенному сословию определяет не только общественное положение человека, но и его общественное поведение. Революционер-демократ Н. Г. Чернышевский с большей ясностью отмечал, что люди разных сословий, хотя и одной и той же национальности, мало похожи друг на друга по своим нравам и привычкам и, наоборот, люди одного и того же сословия у различных народов имеют гораздо более общего друг с другом, чем со своим народом: «Португальский вельможа по образу жизни и по понятиям гораздо более похож на шведского вельможу, чем на земледельца своей нации; португальский земледелец более похож в этих отношениях на шотландского или норвежского земледельца, чем на лиссабонского богатого негоцианта».

Мы полностью согласны с утверждением К. Д. Ушинского, что идеал воспитания видоизменяется «в каждом народе по сословиям», однако с ним нельзя согласиться, когда он пишет, что все эти видоизменения носят на себе один и тот же национальный тип в разных степенях его развития: это – отражение одного и того же образа в разных сферах «общества».

В дореволюционной литературе о К. Д. Ушинском многие авторы неправомерно изображали его благонамеренным христианином православного толка, якобы выводящим мораль не из жизни, а из божественного веления и откровения. Эту надуманную теорию подверг критике Д. О. Лордкипанидзе, показавший, что у К. Д. Ушинского «главным фактором воспитания моральных качеств является обучение и то влияние, которое оказывает «а формирование личности в человеке в целом общественная жизнь».


Полезное чтиво:
Воспитание нравственности у будущего поколения
Роль правильного воспитания в жизни человека
Нравственное начало идёт из семьи
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества
Формирование нравственных убеждений
Воспитание патриотизма в школе
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека
Роль искусства в процессе воспитания
Воспитание эстетических чувств
Форма и содержание искусства

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства