Какие знания должна давать школа

Резко выступая против теорий формального и материального образования, в гносеологических основах которых лежали различные виды идеализма – рационализм в первом случае и позитивизм во втором, К. Д. Ушинский хорошо понимал, что при правильно организованном образовании всегда будет иметься цель формальная, которая состоит в развитии умственных способностей ученика, его наблюдательности, воображения, фантазии, развитии способности самостоятельно приобретать знания. Однако это вовсе не исключает цели реальной (материальной) в образовании, заключающейся в выборе самих предметов для наблюдений и размышлений.

Проблема школьного образования рассматривается К. Д. Ушинским всесторонне. Дело не только в том, что отобрать для изучения, но и как дидактически изучаемый материал расположить, как логику науки превратить в логику учебного предмета. Школа имеет дело не с отдельными и многообразными науками, а с учебными предметами. Учебный предмет и наука им не противопоставляются,. но и не отождествляются. Материал науки, принципиально правильно отобранный и правильно изложенный в учебном предмете, определяет успех образования, обучения и воспитания. Дидактически обработать науки, сделать их предметами изучения в школах – не менее сложное научное дело, чем сами научные открытия.

В школе изучаются не сами науки в их полном объеме, а основы наук. Школа не может увлекаться тем, чтобы брать для изучения любые не устоявшиеся в науке новые теории. Для изучения в школе следует брать то, что составляет прочное и действительное приобретение человечества, без чего нельзя обойтись в жизни. В процессе овладения знаниями в школе необходимо оставлять в стороне все временные увлечения и малообоснованные гипотезы. Если, например, отмечал К. Д. Ушинский, «внести в школу естествознание со всеми увлечениями, которыми сопровождались его порывы вперед, со всеми безобразными фантазиями и преувеличенными надеждами, словом, внести в школу не зрелую мысль, а самую борьбу мысли во всем ее случайном безобразии, то это значит разрушить школу и оставить беззащитных детей посреди поля, где кипит битва взрослых людей со всеми ее отвратительными случайностями».

Постановка К. Д. Ушинским проблемы соотношения науки и учебного предмета была актуальной в теоретическом и практическом отношении. Эта проблема остается актуальной и в наши дни.

Развивая свою теорию общечеловеческого образования и воспитания, К. Д. Ушинский считал, что задачей школы является подготовка новых поколений для жизни и школа должна давать такие знания, которые развивают ум учащихся и по своему содержанию являются полезными для настоящей и будущей деятельности. Эта полезность знания может быть непосредственная и опосредствованная. Школа призвана обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этими богатствами. Она имеет дело с человеком растущим и развивающимся, умственные потребности которого все расширяются и будут расширяться, поэтому образование должно не только удовлетворять потребностям настоящего времени, но и делать запас на будущее.


Полезное чтиво:
Знания для практической жизни человека
Классическое образование времён Рима и Греции
Важная роль математики в системе образования
Роль естествознания в процессе просвещения
Система естественных наук в народной школе
Значение естественных наук в развитии детей
Критика тогдашней системы образования
Что даёт освобождение крестьян
Значение игры и труда в школе
Ведущая роль труда в процессе образования

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства