Каким должно быть эстетическое воспитание в школах

Во время своей заграничной командировки К. Д. Ушинский убедился в том, что хоровое пение, «трогающее чувство и воспитывающее его», высоко ценилось в школах Швейцарии. В них пели швейцарские народные песни, для детей составлялись специальные сборники таких песен. В школах Фрёлиха К. Д. Ушинский ценил «соединение педагогики с хоровым пением», рассматривая его как важный воспитательный момент педагогического процесса. Музыкой в швейцарских школах, отмечал он, занимались много и охотно, в распоряжение детей предоставлялись хорошие музыкальные инструменты. В учительских семинариях, например в Берне, по его словам, серьезно преподавалась музыка – ее теория, пение, игра на фортепьяно, органе и скрипке. В школах же России, столь богатой чудесными песенными талантами, прекрасным песенным фольклором, К. Д. Ушинский подобной постановки дела не видел. Так дело не было поставлено даже в гимназиях, не говоря уже о народных (начальных) школах. Он с горечью отмечал, что в России никто из стихотворцев и музыкантов ничего в этом отношении не сделал для школ.

С большим удовлетворением К. Д. Ушинский отмечал, что в швейцарских народных школах достойно были представлены живопись и рисование – эти важнейшие средства художественного развития детей. Рисовать, по его утверждению, дети должны и с натуры, и свободно, развивать их творческие способности в этой области искусства совершенно обязательно. Детское рисование и живопись пробуждают в детях стремление к совершенствованию в области изящного. Детей следует учить понимать и чувствовать произведения живописи, картины, дающие богатые эстетические впечатления. Однако, предостерегал Ушинский, весьма вредно перенасыщать детей эстетическими восприятиями произведений живописи, что снижает эмоциональность этих восприятий. «...Пробегая быстро большую картинную галерею, – отмечал он, – мы ясно ощущаем скуку», по смотря не спеша на одну и ту же картину, «мы получаем более материала для душевной деятельности».

Большую эстетическую ценность имеют, по мнению Ушинского, школьные и домашние праздники, соединяющие различные виды художественной деятельности детей. Однако непременным условием этих праздников должна стать их художественность. Они не должны быть грубыми и тяжеловесными, в «их недопустима «нудная торжественная напыщенность».

Уровень эстетического развития детей, утверждал К. Д. Ушинский, в значительной степени зависит от эстетического образования взрослых, а потому их «надобно образовывать эстетически». Взрослые вносят эстетическое влияние в жизнь, з домашний круг, в одежду, в обращение с детьми, и-уже в этой форме дети воспринимают изящное. Особое влияние в этом отношении имеет мать. Своими песнями, играми с детьми, сказками и преданиями из народной жизни, рассматриванием картинок, чтением книг она первая приобщает ребенка к прекрасному творчеству народа, прививает любовь к хорошей художественной книге. Она «насыщает весь семейный быт высоким художественным вкусом». Женщина должна получать серьезное воспитание и образование вообще, эстетическое и художественное в частности.

Понимая большую роль в эстетическом воспитании детей педагога, К. Д. Ушинский ставил вопрос о необходимости художественного образования учителей и воспитателей.

Мы видим, что К. Д. Ушинский, решая важнейшие проблемы гармонического развития человека, вопросам эстетического воспитания уделял большое внимание. Он рассматривал эти вопросы в тесной связи с нравственным, трудовым и умственным воспитанием и образованием ребенка, считая эстетическое воспитание важной составной частью духовного развития человека.

Великий русский педагог-демократ Константин Дмитриевич Ушинский заложил в 60-е гг. прошлого века основы научной педагогики и народной школы. Он, идя в своем развитии от идеализма к материализму, разрабатывал коренные педагогические проблемы в основном с позиций материализма, и это обеспечило его педагогической системе исторически прогрессивный характер, тот уровень научных достижений, который опередил его эпоху и сохраняет творческую силу для нашего времени.


Полезное чтиво:
Ушинский и общественно-педагогическое движение
История и развитие педагогической мысли
Состояние учебных заведений
Годы учёбы Ушинского в гимназии
Страницы истории России
Студенчество и формирование своих взглядов
После окончания Московского университета
Служить интересам народа
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей
Почему Ушинский уходит из лицея

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства