Какой должна быть наука о воспитании

К. Д. Ушинский, рассматривая науку частью действительности, считал необходимым приблизить науку к потребностям народа, общества. Теория воспитания с ее психофизическими основами, по его замыслу, должна быть использована для организации воспитания народа. К. Д. Ушинский отмечал, что психология должна стать наукой о душевных явлениях, заниматься делами земными и избавиться от аристократизма. Любая наука должна избегать «чуждых, не совсем понятных терминов», благодаря чему она избежит «той аристократической замкнутости, которая вредит ей самой столько же, сколько ее поступлению в массу общечеловеческих сведений, что должно составлять окончательную цель всякой дельной науки. В замкнутом доме легко разводятся сырость и плесень. Особенно это замечание применимо к психологии: уединяя себя чуждыми словами от общего понимания, она сама по себе лишает возможности черпать из того великого источника наблюдений над душевными явлениями, который скрывается в языке народа».

К. Д. Ушинский проанализировал критически все основные для своего времени психологические системы. В период острых споров по проблемам воспитания и образования психология как наука не затрагивалась. К. Д. Ушинский объяснял это тем, что в то время не было ни одного сколько-нибудь основательного психологического сочинения, ни оригинального, ни переводного.

Без знания психических процессов как в плане онтогенетическом, так и филогенетическом нельзя научно руководить учебно-воспитательным процессом. Придя к такому убеждению, К. Д. Ушинский взялся за критическое освоение психологии как существенной части своей педагогической антропологии.

Результат получился для него неутешительный:

«Мы пришли к убеждению, что все эти теории страдают теоретической самонадеянностью, объясняя то, что еще нет возможности объяснить, ставя вредный признак знания там, где следует сказать еще простое не знаю, строя головоломные и утлые мосты через не изведанные еще пропасти, на которые следовало просто только указать, и, словом, дают читателю за несколько верных и потому полезных знаний столько же, если не больше, ложных и потому вредных фантазий. Нам казалось, что все эти теоретические увлечения, совершенно необходимые в процессе образования науки, должны быть оставлены, когда приходится пользоваться результатами, добытыми наукою, для приложения их к практической деятельности... И если нам приходится не разрабатывать науку, а иметь дело с действительными предметами действительного мира, то часто мы бываем вынуждены поступаться своими теориями требованиям действительности, в уровень которой не выросла еще ни одна психологическая система. В педагогиках, написанных психологами, каковы педагогики Гербарта и Бенеке, мы часто с поразительной ясностью можем наблюдать это столкновение психологической теории с педагогической действительностью».

С такой психологией, которая не стала «в уровень действительности», нельзя было подходить теоретически к процессу формирования человека. Существенным фактором слабой разработки психологии К. Д. Ушинский считал, что она медленно переходила на научные позиции, вытекающие из фактов и наблюдения. Он отмечал, что современная ему психология, несмотря на неоднократные заявления ученых-психологов о вступлении ее на путь опытных наук, предпочитала умозрительно строить свои теории, чем изучать факты и сличать их. Это утверждение К. Д. Ушинского перекликается с высказыванием В. И. Иванова в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». «Метафизик-психолог рассуждал о том, что такое душа? Нелеп тут был уже прием. Нельзя рассуждать о душе, не объяснив в частности психических процессов: прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов, характеризующих те или другие психические процессы».

В «Педагогической антропологии».

Это принципиальное положение относится и к педагогике. (Всякие надуманные педагогические теории и системы могут иметь даже наукообразный вид, но никогда не станут наукой. Педагогика может стать наукой в полном смысле того слова, если она будет тесно связана с жизнью, выражать потребности общества и опираться на данные других наук, прежде всего на философию, физиологию и психологию. Педагогика, как и любая другая наука, возникает из общественных потребностей.


Полезное чтиво:
Важное значение научной педагогики
Труд – высшая форма человеческой деятельности
Значение труда в жизни человека и общества
Деятельность человека в условиях свободы
Значение физического труда в жизни человека
Подготовка к труду как цель воспитания
Важность стремления человека к цели своей деятельности
Единство физического и умственного труда
Народность – проявление созидательной силы народа
Иностранные системы воспитания детей

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства