Какой должна быть система образования женщин

К. Д. Ушинский твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина – личности равноправные и равно ответственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин. В статье «Одна из темных сторон германского воспитания» просветитель-демократ с большой страстностью и убедительностью критиковал известного немецкого педагога Карла Шмидта за его взгляды на женщину и женское образование. По утверждению Шмидта, женщине от природы якобы чужды науки и общественная деятельность. У Шмидта, отмечал К. Д. Ушинский, самым циничным образом выражено «желание приготовить в женщине думающий хозяйственный пресс для выжимки всего, что можно выжать из всяких тряпок, вареных костей, кофейной гущи, гнилой картофели, чтобы ничто в хозяйстве даром не пропадало». Немецкая реакционная педагогика видела в женщине только жену, хозяйку, мать, но не человека со всеми духовными потребностями.

Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества».

К. Д. Ушинский резко возражал против системы женского образования имущих классов, в которой он видел мало своего, народного. Пансионы и институты, а также гувернантки оказывали отрицательное, антинациональное влияние на женскую половину имущих классов. Между образованным классом и народом проложена непроходимая бездна, по мнению Ушинского, преимущественно благодаря неправильно, антинационально поставленному женскому образованию. «Жена – мать семейства, хозяйка дома, плохо выражающаяся по-русски и отлично, с любовью, говорящая по-французски, усвоившая все изящество французских манер и видящая во всех русских национальных особенностях нечто грубое и необразованное... Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, а через нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем двадцать мужчин, получивших свое воспитание за границей. Те, если были даже высоко поставлены, волновали и грязнили только поверхность реки. Она отравляла самый источник».

Образование женщины должно быть таким же, как и образование мужчины. Оно должно стать в отношении ее образованием общечеловеческим, что очень важно, так как наряду с общественными функциями женщина в значительной мере занята воспитанием детей. К. Д. Ушинский считал дикими мерами, когда в огромном большинстве европейских государств женщины были лишены возможности получения высшего образования, а среднее давалось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это он не считал приемлемым и для народного образования в России. Анализируя североамериканскую систему образования как наиболее демократическую для того периода времени, К. Д. Ушинский особенно отметил такие ее положительные черты, как совместное обучение детей обоего пола во всех типах школ и право женщин на получение высшего образования наравне с мужчинами. Этого хотел он и для России.

Демократическая идея народности в воспитании у К. Д. Ушинского являлась социально-политическим принципом, в котором отразились любовь великого педагога к народу, горячая заинтересованность в его исторических судьбах, глубокая вера в его патриотизм, творческие силы, его способность создать новое, справедливое обществ во без социального гнета и насилия.

Быстро, качественно и профессионально таможенное оформление импорта.


Полезное чтиво:
Общее образование как основа формирования личности
Образование классическое и реальное
Содержание и цели классического образования
Педагогика формального развития
Связь образования с практикой
Какие знания должна давать школа
Знания для практической жизни человека
Классическое образование времён Рима и Греции
Важная роль математики в системе образования
Роль естествознания в процессе просвещения

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства