Какой должна быть система получения знаний

Говоря об учении как серьезном умственном труде, К. Д. Ушинский вместе с тем стремился сделать его посильным и приятным для ученика. В процессе правильно организованных, доступных ребенку умственных занятий развиваются его познавательные силы и возможности, формируется интерес к новым знаниям, удовлетворяется жажда познания нового, возрастает умственная активность ученика, его стремление и способность к самостоятельной и более напряженной умственной работе. «Развитие и ученье должны идти рука об руку, не упреждая друг друга». Это процесс не стихийный, а организованный. Учитель, зная природу своего воспитанника, помотает ему развиваться. Развитие ребенка требует педагогически продуманных средств и методов и осуществляется в обучении непрерывно. «Прежняя схоластическая школа, – отмечал К. Д. Ушинский, – взваливала весь труд ученья на плечи детей, давая в руки учителя только ферулу для того, чтобы подгонять ленивых. Следовавшая затем школа ударилась в другую крайность: она взваливала весь труд на учителя, заставляя его развивать детей так, чтобы для них это развитие не стоило никаких усилий. Новая школа, напротив, разделяет и организует труд учителя и учеников: она требует, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом».

Схоластическая школа не учитывала природы детства, не возбуждала в учащихся полезной деятельности, калечила их физически и нравственно, сеяла в детях неуверенность в силах и возможностях, не давала полезных для жизни, положительных научных знаний.

Школа не может стоять в стороне от развития науки. Она должна ее достижения вносить в свою деятельность. Однако вносить науку в школу необходимо с учетом как требований жизни, так и развития детской природы. В первом параграфе этой главы мы уже касались вопроса о соотношении науки и учебного предмета в связи с проблемой содержания школьного образования. Здесь необходимо вернуться к нему в связи с вопросом доступности знаний детям, природосообразности обучения.

«...Наука, в своем систематическом изложении, неодинаково удобна для изучения человеком во все возрасты его жизни, – писал К. Д. Ушинский. – Теперь уже сознано почти всеми, что научное и педагогическое изложение науки две вещи разные...». Науки, педагогически не обработанные для определенного возраста школьников, становятся для них малодоступными или вовсе не доступными, оставаясь достоянием лишь ученых. Задача же обучения состоит в том, чтобы сделать научные знания достоянием народа. Педагогической обработке науки подвергаются весьма слабо и неумело, а поэтому материал для усвоения остается трудным. Без серьезной педагогической обработки, предупреждал великий педагог, вводить научные знания в школу означает калечить детскую мысль. Несмотря на это, с горечью писал он в 1864 г., «наши сомнительной учености ученые смотрят на это свысока, а если берутся за дело, то оказываются страшными невеждами в педагогическом изложении предмета».

Материалы наук, сообщаемые ученикам, должны быть доступными, и этот вопрос связан и с качеством педагогической разработки науки, и с организацией процесса усвоения знаний. Трудность в приобретении знаний не является педагогическим достоинством. При трудности изложения материала тратится много времени совершенно напрасно. Отыскивать трудности учения ради самой трудности не имеет смысла. То, что можно достигнуть в более короткий срок и без излишних трудностей, то надо достигать коротким и легким путем. При оценке знаний ребенка нельзя исходить из того, что они добыты были исторически трудным путем. При всякой оценке сообщаемых знаний всегда надо иметь в виду, какую пользу они доставляют ученику, насколько эффективно содействуют его умственному и нравственному развитию, повышению его познавательных возможностей. Процесс обучения, несомненно, предполагает преодоление трудностей, но они должны не подавлять ребенка, а возбуждать его умственные силы, волю, веру в их преодоление. Трудность полезна, например, как средство сосредоточения внимания. Умственные процессы «должны представлять в известной степени трудность для развивающегося ума: чисто духовное приобретение становится тем тверже, чем большего труда и работы оно стоило. Разумеется, эта работа, – вместе с тем предупреждал К. Д. Ушинский, – должна соответствовать энергии воспринимающей силы».

В связи с этой своей установкой К. Д. Ушинский определял свое отношение к домашним заданиям для самых младших школьников. В первые два года начального обучения, утверждал он, внеклассные уроки положительно вредны. Только после двух лет обучения, и то после хорошо подготовленных классных занятий, можно допустить небольшие задания на дом. Учителя «сначала должны выучить ребенка учиться, а потом уже поручить это дело ему самому». Преждевременное да к тому ж неумелое задавание домашних уроков изолирует ребенка от жизни, от воспитательных воздействий природы, семьи, товарищей, детских игр и забав. Если уроки готовятся в классе под наблюдением учителя, то он вовремя видит трудности и не дает возможности школьнику перейти к зубрежке. Научить ребенка учиться под руководством наставника, подчеркивал К. Д. Ушинский, задача очень важная в первоначальном обучении.


Полезное чтиво:
Значение повторения в процессе обучения
Воспитание в процессе деятельности ребёнка
Важность активности ученика в процессе обучения
Приобретение знаний и формирование убеждений
Особенности периода юности
Система знаний и убеждений современного человека
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте
Влияние личности учителя
Отношения наставника и учителя
Связь воспитания с природой детей

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства