Какой материал содержит учебник

В «Родном слове» К. Д. Ушинский специально подобрал материал для умственных упражнений детей, развития дара речи и обогащения ребенка знаниями об окружающем мире. Весь этот материал так подобран, что все время будит мысль, вызывает интерес, заставляет сопоставлять, сравнивать, делать выводы, то есть способствует развитию логического мышления. В «Детском мире» введен даже специально отдел «Уроки логики».

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. «Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Детей нужно приучать, учил К. Д. Ушинский, к самой зоркой наблюдательности, к строгому порядку в мыслях, к строгой точности в выражениях. Целью изучения родного языка не может являться решение лишь одной из задач – будь то развитие дара речи или развитие мышления. При чтении и рассказах, замечает он, прежде всего должно быть сообщаемо какое-нибудь положительное знание, дающее ребенку идею, и вместе с тем упражняется его мыслительная и словесная способность над этой идеей. В его учебных книгах материал подобран таким образом, что он постепенно расширяет кругозор детей. Стремясь с первых же лет школьного обучения знакомить ребенка с естественными, географическими и историческими знаниями, К. Д. Ушинский в полном соответствии с этим создавал свои учебные пособия для начальной школы, чем они выделялись резко среди других книг для народных школ.

До К. Д. Ушинского система начального обучения в России совершенно не была разработана. Обучение родному языку велось без учета особенностей детского возраста, было связано с большими трудностями как для ребенка, так и для учителя. Схоластика и зубрежка процветали в школе. Грамоте обучали по устаревшему, буквослагательному методу, изучение грамматики преимущественно строилось на заучивании правил. К Д. Ушинский разработал аналитико-синтетический звуковой метод обучения, чем в огромной мере облегчил путь овладения первоначальным чтением и письмом. Его приготовительные упражнения в письме распределены в усложняющейся системе, начиная с письма точек, линий, элементов букв и самих букв. «Заслуга новой звуковой методы обучения грамоте именно в том и состоит, что она оторвалась от прежней искусственной, схоластической методы и обратилась на естественный исторический путь: обратилась прямо к изучению звуков как элементов изустного слова и начертаний».

В «Родном слове» много места отводится народным, пословицам, поговоркам, прибауткам, загадкам. Необходимость использования этого материала для обучения: детей объясняется у автора идеей народности. Пословицы – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшего прямо из живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа. «По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни». Сравнивая пословицы русского народа с пословицами других народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что русские пословицы и разнообразнее, и глубже, и, главное, живописнее по форме и поэтичнее по духу.


Полезное чтиво:
Особое внимание – чтению сказок
Значение книги для чтения, созданной Ушинским
Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер
Значение и характер игры в жизни ребёнка
Соответствие игры возрасту ребёнка
Роль внешнего мира для развития детей
Важность участия всех органов чувств
Различные виды деятельности в процессе обучения
Умственный труд – самый важный вид деятельности
Какой должна быть система получения знаний

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства