Классическое образование времён Рима и Греции

Образование должно быть тесно связано с жизнью, объяснять ее, вводить в нее, а классическое образование, по утверждению Ушинского, не могло ввести человека в современную жизнь.

«Если, – писал К. Д. Ушинский, – классические языки были для людей XVI в. единственными ключами, которыми этот век отпер забытые сокровищницы знания Рима и Греции, то в настоящее время эти сокровищницы давно уже исчерпаны. Не только переводы всех замечательных классических писателей на новые языки, но и современная наука, так обширно воспользовавшаяся знаниями классического мира, сделали доступными эти знания и для тех, кто не знает ни одного слова ни по-гречески, ни по-латыни, и если в настоящее время можно еще говорить о благодетельном влиянии классического образования, то только разве о влиянии изучения самих древних языков, а не того, что на этих языках написано. С другой стороны, если мы возьмем объем познаний современного мира, то увидим, что нам никак его не втиснуть в опустошенные сокровища Греции и Рима. Если, наконец, мы хотим изучать человека, хотим изучать сами себя в классических писателях, то и здесь сильно ошибаемся: гражданин Греции и Рима отделен непроходимой гранью от современного человека».

В борьбе против классицизма К. Д. Ушинский берет во внимание и политические мотивы, а именно рабовладельческую идеологию, которой придерживались мыслители античного общества: «Загляните в «Политику» Аристотеля, и на первых страницах вы найдете такие воззрения на человека, на женщину, на чуждые народности, которых в настоящее время не постыдится высказать разве плантатор Южных штатов. ...В понятии о человеке выражается сам человек, и воззрения Аристотеля на рабов, женщин, варваров находятся в неразрывной связи со всей его философией».

Защищая классицизм в содержании образования, Н. И. Пирогов, ссылаясь на эпоху Возрождения, указывал что и в наше время классическое образование должно сыграть такую же роль. К. Д. Ушинский с большой убежденностью доказывал, что в XIX в. классицизм дает прямо противоположные, резко отрицательные результаты. «...Преимущественное изучение того, что завещал классический мир, никак не может одно ввести человека в современную жизнь Европы... изучение древних классических писателей не сделает человека человеком, как мы его теперь понимаем, и никак не может способствовать тому соединению науки и жизни, которое, конечно, признает необходимым каждый, кто желает истинного прогресса. Напротив, мы имеем основание думать, что преимущественное изучение классической древности, основанное на историческом предании, от которого не может оторваться Западная Европа, более всего мешает до сих пор действительному соединению науки и жизни».

Н. И. Пирогов в качестве доводов в защиту идеи классического образования выставлял то положение, что многие видные и великие ученые получили классическое образование и это образование предопределило их жизненный творческий путь. К. Д. Ушинский очень убедительно и доказательно возражает Н. И. Пирогову: зубрежка греческих и латинских текстов не служит развитию высших способностей человеческого интеллекта, человеческого духа. «Автор говорит, что классическое образование приготовило много высокоразвитых людей, но умалчивает о том, сколько оно приготовило пустейших педантов, не видящих жизни за буквой, сколько оно приготовило людей, не способных понимать окружающей их жизни, если она не являлась им в форме латинской или греческой цитаты».


Полезное чтиво:
Важная роль математики в системе образования
Роль естествознания в процессе просвещения
Система естественных наук в народной школе
Значение естественных наук в развитии детей
Критика тогдашней системы образования
Что даёт освобождение крестьян
Значение игры и труда в школе
Ведущая роль труда в процессе образования
Роль и место родного языка в образовании и обучении
Значение родного языка в жизни человека

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства