Критика тогдашней системы образования

Существовавшую систему образования в России К. Д. Ушинский назвал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать с создания и организации школ на новой основе. Его обвиняли в том, что он затрагивал «дворянскую честь», его проекты отвергали как «мещанские». Как он сам (писал, спор о направлении и содержании общего образования превращался из «педагогического в политический». По существу, конечно, так и было. Все общественно-педагогическое движение 60-х гг. было частью общественно-политического движения. К. Д. Ушинский как просветитель-демократ субъективно выступал, по крайней мере ему так казалось, с позиций чисто педагогических, а объективно и с политических, и философских, и экономических. Ему даже приписывали роль «агитатора», что в то время было синонимом революционера, его обвиняли в злонамеренной попытке создать систему общего образования, якобы чуждую русским народным традициям и народному духу, и даже в нигилизме.

«Что это за агитация, – возражал педагог-демократ, – поставить изучение природы с ее явлениями, силами и законами выше изучения грамматических форм мертвых языков? Что это за покушение произвести народное восстание, бунт, ниспровергая царственное величие латинской и греческой грамматики? Для кого и какой возможен обман, когда вопрос обсуждается гласно, печатно, когда мнению противопоставляется мнение, доказательствам – доказательства? Неужели в администрации и в целом обществе мыслящих людей можно предположить столько неразумия, столько невежества, чтобы они, при подробном анализе предмета, не были в состоянии разобрать, что правда, что неправда? Если, по неразумию, появление нигилизма приписывать влиянию какого-нибудь учебного предмета, то присмотритесь же хорошенько: не те ли проповедовали нигилизм, которые воспитывались преимущественно на латыни?».

К. Д. Ушинский утверждал при этом, что подобная форма обсуждения и проведения дискуссий по крупнейшим проблемам современности есть издевательство над общественным мнением, над современными требованиями науки, над современными потребностями общества.

Это писалось в 1868 г., когда правительство начало осуществлять контрреформы, когда постепенно урезались и без того куцые права земств, строго регламентировалось и ограничивалось открытие земских школ, когда граф Д. Толстой давил на народное образование силою министерства народного просвещения и святейшего синода. В это время в школах все упорнее стала насаждаться в целях охранительной политики самодержавия гербартианская педагогика, превращаясь в России в официозную. В этой педагогической системе министерским чиновникам импонировали прежде всего идеализм и метафизика, признание религии важнейшей основой воспитания, классицизм образования, формализм в обучении, крайняя суровость школьной дисциплины, которую сам Гербарт рассматривал как средство подавления «злой воли» и «дикой резвости» учеников.


Полезное чтиво:
Что даёт освобождение крестьян
Значение игры и труда в школе
Ведущая роль труда в процессе образования
Роль и место родного языка в образовании и обучении
Значение родного языка в жизни человека
Язык – результат наследования поколений
Роль родного языка в формировании личности
Родной язык – отражение жизни народа
В языке – душа и история народа
Система грамматики в первоначальном образовании

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства