Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов

Яд спекулятивности пронизывал всю систему учебно-воспитательной работы в немецких школах. «Как всякий яд – это меч обоюдоострый. Когда человек созрел и развился, когда характер его и воззрения определились, когда душа его полна уже множества обозначившихся образов, когда самостоятельная, творческая деятельность уже началась, тогда он может смело браться за этот яд, найдет в нем полезную силу и овладеет им. Но что можно давать взрослому человеку, того нельзя давать ребенку; что может оживить одного, то убьет другого. Немецкая же педагогика сделала большую ошибку: внесла свой философский метод в ученье элементарных школ и кормит им шестилетних детей».

Анализируя систему учебно-воспитательной работы североамериканских школ, К. Д. Ушинский отмечал, что она в своей основе напоминает английскую. В Америке не сумели еще выработать новых общественных форм воспитания и педагогической теории, но стремление к самостоятельности здесь велико. Для американской школьной системы характерны, отмечал он, такие положительные черты, как связь ее ступеней, совместное обучение вплоть до университетов, отделение религиозного образования от светского. Вместе с тем К. Д. Ушинский подмечал утилитаризм в направлении образования. Мы теперь хорошо знаем, как этот утилитаризм в учебно-воспитательной системе США получил позже свое теоретическое обоснование в виде прагматической философии и педагогики в работах Джемса, Дьюи и др.

Проанализировав системы воспитания Франции, Англии, Германии и Америки, К. Д. Ушинский показал, что во всех этих системах много общего в содержании образования, организационных формах и методах учебно-воспитательной работы. Но не общее, по его убеждению, являлось определяющим, а особенное: «Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели». У каждого народа воспитание пошло своим особенным путем. Под внешним сходством, «под общим названием общественного воспитания и множеством педагогических форм, кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа». История народа, его характер определяют направленность воспитания. Даже повторяемость истории у многих народов не меняет их особых взглядов на воспитание и образование. Поэтому слепое подражание, механическое заимствование направления, содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы не дадут положительных результатов.

«Мы твердо убеждены, – писал Ушинский, – что в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу. В этой истине более всего убеждают нас сами же старые английские школы, воспроизводящие уже в сотнях поколений своих воспитанников строго народный идеал джентльмена. Смешно же было бы воспитывать джентльменов в Германии, Франции или России и производить те маленькие свистящие сквозь зубы карикатурки, над которыми посмеивался Гоголь. Но во всяком общественном явлении, кроме исторической, чисто народной и потому неподражаемой стороны, есть и своя рациональная сторона, отвергать которую только потому, что она высказывалась прежде у другого народа, было бы весьма нелогично».

Здесь совершенно ясно высказана мысль, что слепое подражание в воспитании одного народа другому недопустимо, но совершенно ясно, что все рациональное, что имеется в системе воспитания других народов, может быть критически использовано. Идея народности у К. Д. Ушинского ничего общего не имела со славянофильской национальной ограниченностью. Педагогические частности в воспитании могут переходить от одного народа к другому. Можно пользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. «Но это пользование оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. Можно и должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чем больше характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чем больше характера в общественном образовании народа, тем свободнее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народов».

В развитии человечества существуют общие закономерности, и они повторяются любым народом, утверждал педагог-демократ, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни наций, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жизни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образования разных народов.

Эти различия определяются, следовательно, не случайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспитания проявляется народность как основная идея воспитания. «Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».

Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и дели воспитания.


Полезное чтиво:
Идеал человека в процессе народного воспитания
Основные пути создания народной школы
Положение школы в современном обществе
В какую школу народ отдаст своих детей
Система образования родного народа
Важный вопрос об образовании женщин
Какой должна быть система образования женщин
Общее образование как основа формирования личности
Образование классическое и реальное
Содержание и цели классического образования

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства