Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

2 августа 1846 г. К. Д. Ушинский был назначен исправляющим обязанности профессора камеральных наук в Ярославском Демидовском лицее. Трехлетняя работа К. Д. Ушинского в лицее показала исключительную его способность к педагогической деятельности, он быстро завоевал любовь и уважение своих слушателей. Сам предмет камеральных наук, включавший гражданское право, основы политической экономии, науки о финансах, элементы истории и философии, давал возможность молодому профессору во всем блеске показать свою огромную и всестороннюю эрудицию. Доходчивость изложения сложных проблем, строгая логика доказательств, мягкое и уважительное отношение к учащимся сделали К. Д. Ушинского самым популярным в лицее. Даже сейчас, перечитывая его лекции, приобретаешь не только известный круг знаний, но и получаешь подлинное эстетическое наслаждение от языка и образности изложения.

Этот период для К. Д. Ушинского был периодом увлечения Гегелем, и с позиций этого крупнейшего представителя идеалистического учения, его диалектики он излагал камеральные науки. Но уже и тогда нельзя было не заметить у него нового подхода к объяснению ряда явлений. Так, развитие экономической и духовной жизни общества, утверждал Ушинский, определяется вовсе не саморазвитием духа, а потребностями; удовлетворение потребностей определяет развитие, но и само развитие есть самая существеннейшая человеческая потребность.

В первой лекции, которая была вводной и в значительной части методологической, К. Д. Ушинский подчеркнул огромную роль «истинного просвещения». Задача преподавателя не указывать давно истертую дорогу, но вместе со Слушателями идти по новой, пусть она еще не освещена и едва проложена. Самое основное – это творчески, критически овладевать научными знаниями, понять, что развитие человека невозможно вне общества и зависит от развития общества: «Общественная жизнь необходима для развития, и, вызывая это развитие, она сама строится по степени этого развития, сама является его выражением.

Без общества нет развития.

Без развития нет общества.

Развитие есть принцип общества».

Вместе с этими глубокими и интересными положениями К. Д. Ушинский дает слишком абстрактное определение общества, которое, разумеется, не соответствует строго научному современному нам его пониманию. Но, развивая мысль о взаимоотношениях общества и личности, он ставил, как и его учитель Т. Н. Грановский, вопрос о свободе личности. Пусть не определялись им действительные пути достижения свободы личности, но уже постановка этого вопроса в тот период времени была смелым вызовом крепостникам. К. Д. Ушинский ставил также вопрос о том, что общество должно обеспечить всестороннее развитие своих членов. В лекции блестяще изложена проблема преемственности поколений и роль молодых поколений в дальнейшем развитии общества. «...Настоящее положение общества есть плод прошедшего – истории этого общества; бразды настоящего всегда во власти прошлого». Лекция заканчивалась интересной, глубокой и четкой мыслью: «Только от юности и можно ожидать выполнения современных требований, лежащего в будущем». В этой лекции К. Д. Ушинский выступает как убежденный демократ-просветитель, веривший в силу науки, в ее связь с жизнью, в творческие силы нового поколения.

В последующих лекциях особое внимание уделяется роди географического, природного фактора в жизни и развитии любого народа, любого государства. На большом фактическом материале К. Д. Ушинский раскрывает развитие государства, обусловленное природной средой. Он даже утверждает, что сама судьба, заботясь о России, указала место для основания Петербурга, имевшего большее значение, чем Полтавская битва. В этих лекциях явно преувеличена молодым Ушинским роль географической среды, влиянием которой он объяснял и характерные особенности отдельных народов.

В качестве примера приведем одну выдержку из четвертой лекции.

«Светлый малороссийский ландшафт, – говорил К. Д. Ушинский, – с бесконечным, ничем не заслоняемым горизонтом, с целым морем тучных колосьев, с прозрачною, тихою рекою, и все это согретое жаркими, но никогда не жгучими лучами солнца, проникнутое каким-то светлым покоем – вот тип малороссийской равнины. Этот ландшафт, немного однообразный и скучный, отражает в себе, как в зеркале, всю душу первобытного славянина. Его страсть, неудержимая наклонность к земледелию, его покойная и медленно деятельная натура, его светлый, прямой характер, его домашний образ жизни, наконец, его сидячая жизнь, но тем не менее чрезвычайно полная самых нежных душевных движений, – легко обрисовываются в красках окружающей его природы».

Нельзя полностью согласиться с «географическим материализмом» К. Д. Ушинского, с оценкой им роли географической среды в жизни человека, но нельзя также не заметить при этом ряд правильных положений, которые отстаивал молодой лектор. Природно-географические условия, подчеркивал он, вовсе не автоматически влияют на человека. Человек в своем историческом развитии познает законы природы, «и это сознание передает ему власть над нею; природа до тех пор еще грозна, пока недостижима, пока успевает скрывать свои тайны от человека; но как только человек успевает вырвать у ней эти тайны, он тотчас вводит природу в круг своих сознательных действий, заставляет ее действовать сознательно, дает ей душу, сознание, потому что и самый человек не может вырваться из природы». В этом высказывании К. Д. Ушинского заложен глубокий смысл. Человек, постигнув законы природы, ставит ее себе на службу, заставляет ее производить и действовать сообразно своим целям. Эти положения, безусловно, материалистичны.


Полезное чтиво:
Почему Ушинский уходит из лицея
Мысли, изложенные в статьях
Педагог и общественное движение
Работа в журнале министерства просвещения
Новый журнал под редакцией Ушинского
Отмена крепостного права в России
Состояние системы просвещения и политика
О чём писал Ушинский
Жизнь Ушинского за границей
Интерес к вопросам народного образования

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства