Лучшие методы усвоения родной речи

Усвоение родного языка осуществляется на материале разных дисциплин, но при этом они не должны быть низведены до положения вспомогательных предметов, так же как и родной язык не должен быть придатком к другим дисциплинам.

«Изучение каждого предмета передается ребенку, усваивается им и выражается всегда в форме слова. Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

Учебные книги К. Д. Ушинского включали материал, охватывающий жизненные факты, явления, отношения, взаимоотношения, из которых складывалась жизнь народа – его быт, история, труд, этические и эстетические представления. Особенное внимание в «Родном слове» уделялось, как и в «Детском мире», изучению родины» воспитанию любви к ней и ее простому народу-труженику. Все это давалось на простом, ярком и доступном материале. Редкое сочетание в лице К. Д. Ушинского педагога крупнейшего масштаба и писателя предопределило успешное выполнение этой задачи.

Основным звеном в работе над родным языком К. Д. Ушинский делает устную речь, совершенствование которой дает прочные основы для навыков письма и чтения. В работе над устной речью он предлагает использовать конкретный, наглядный материал, развивающий мыслительную способность детей и их знания об окружающем мире. Навыки чтения и письма исходным началом должны иметь работу над звуками речи (звуковой аналитико-синтетический метод). Грамматика родного языка должна изучаться с первых классов начальной школы. При изучении ее нужно избегать крайностей, присущих формально-логическому и формально-грамматическому направлениям.

К. Д. Ушинский, советуя начинать изучение родного языка с работы над устной речью, требовал упражнений, возбуждающих мысль и вызывающих стремление выразить мысль в слове. Отсюда первой формой работы учителя он выдвигал наглядное, предметное обучение, включавшее непосредственные наблюдения над предметами и явлениями, беседу по конкретным образам, непосредственно воспринятым ребенком, по картине или ранее полученным им путем самостоятельных наблюдений.

Сочетание слова с наглядностью у него направлено на то, чтобы выработать у детей навыки «наблюдать верно», обогащать духовный мир ребенка «полными, верными, яркими образами», помогающими усваивать смысл слова, речи. В человеческом познании очень важно, считал К. Д. Ушинский, видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Наглядное обучение в связи с изучением языка развивает мыслительную способность учащихся и дает возможность правильно ему познавать мир. «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность, хотя идея работы принадлежит нам». Язык же проникнут влиянием внешнего материального мира.

Уроки родного языка, по мнению Ушинского, должны воспитывать внимание, наблюдательность, организованное логическое мышление, а это будет способствовать развитию организованной речи, развивать дар речи. Вот почему в своих методических советах и в своих учебных пособиях К. Д. Ушинский не только обращает серьезное внимание на вопросы, как методически построить урок по языку, но и на то, над каким материалом и в какой последовательности следует вести работу в школе.


Полезное чтиво:
Какой материал содержит учебник
Особое внимание – чтению сказок
Значение книги для чтения, созданной Ушинским
Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер
Значение и характер игры в жизни ребёнка
Соответствие игры возрасту ребёнка
Роль внешнего мира для развития детей
Важность участия всех органов чувств
Различные виды деятельности в процессе обучения
Умственный труд – самый важный вид деятельности

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства