Мысли, изложенные в статьях

Попытки К. Д. Ушинского найти педагогическую работу ни к чему не приводили. Талантливый молодой профессор остался не у дел. 6 февраля 1850 г. с большим трудом К. Д. Ушинский поступил на службу на должность помощника столоначальника департамента духовных дел иностранных исповеданий в министерстве внутренних дел. Работа чиновника, разумеется, не могла быть интересной для К. Д. Ушинского. Кипучая и гуманная натура его не могла переносить затхлой, чиновничье-бюрократической атмосферы, он резко выступал против взяточничества и вымогательства чиновников. Надо принять во внимание и то обстоятельство, что начиная с 1852 г. К. Д. Ушинский начал сотрудничать в журнале «Современник», где он вел раздел «Иностранных известий». В «Современнике» он опубликовал статьи «Поездка за Волхов» (1852), «История одной французской эскадры» (1853), «Труды Уральской экспедиции» (1853), статьи-рецензии на два первых тома издания Н. Фролова «Магазин землеведения и путешествий» (1852, 1854). В этих ранних работах имеется много интересного теоретического и литературно-художественного материала. Наблюдательный и острый ум К. Д. Ушинского уже тогда отметил некоторые особенности в развитии наук, о которых говорят и пишут в настоящее время. Так, в статье «Магазин землеведения и путешествий» (1854) он писал о сближении, или, как бы теперь сказали, интеграции, наук, в результате которого становится яснее система мира, сближаются исследования теоретические и эмпирические: «Настоящий период наук характеризуется именно тем, что все они начинают быстро снимать неприступные грани, отделявшие их друг от друга и от общего человеческого мышления; все они выходят из своих таинственных и так долго замкнутых храмов на оживленную арену общечеловеческого развития и, освещая друг друга, далеко расширяют общий горизонт сознания. Всех их увлекло практическое направление века: силясь сделаться популярными, они заговорили общедоступным языком, – и стали быстро сближаться».

Значительные мысли высказаны им о теоретических и опытных науках, об их отрыве друг от друга и как это отрицательно сказывается на развитии тех и других. «Любопытно и поучительно сравнить последние творения отвлеченного мышления и это пока окончательное слово наук опытных, чтобы видеть, как они далеки еще друг от друга, насколько образы, созданные чистым мышлением, слабы и туманны, а содержание, подаваемое опытом, бедно и грубо и как далеко еще и покрыто туманом то обширное море, где сольются, наконец, эти две полные реки, так долго и плодовито соперничавшие в своем быстром течении».

С точки зрения генезиса педагогических идей К. Д. Ушинского представляют интерес его статьи «Поездка за Волхов» и «Труды Уральской экспедиции», где уже проявился его интерес к проблемам народности и родного языка. (Эти проблемы будут нами освещены в специальных главах книги.)

В статье «Поездка за Волхов» К. Д. Ушинским даны яркие зарисовки народного быта, языка, обычаев, материальной культуры. В литературно-художественной форме дается много географических, археологических, исторических, этнографических и лингвистических сведений. Литературные достоинства этой статьи высоко оценил И. С. Тургенев. Но для нас она интересна и тем, что в ней Ушинский выдвигает идею создания таких книг, в которых бы органически сочетались географические, естествоведческие и исторические знания.

В статьях «Сейдентемский дворец» (1854) в журнале «Библиотека для чтения» и «Цивилизация и варварство» (1854) в «Вестнике Русского географического общества» К. Д. Ушинский высказывает свои эстетические взгляды и суждения, не совпадающие с официальной точкой зрения.

Жизненные устремления К. Д. Ушинского, чуждые нравам чиновничьей среды, его сотрудничество в «Современнике» привели к тому, что 1 августа 1854 г., когда департамент в котором он служил, был упразднен, К. Д. Ушинский остался за штатом и вынужден был оставить работу в министерстве. Несколько месяцев он не мог найти постоянной работы и наконец с большим трудом в ноябре 1854 г. получает место преподавателя русской словесности и законоведения, а затем инспектора классов в Гатчинском сиротском институте, где проработал до января 1859 г.

Период от начала деятельности К. Д. Ушинского в Ярославском лицее и до конца 50-х гг. был острым в жизни России. Русский царизм сплотил все силы европейской реакции и превратился в международного жандарма после поражения революции 1848 – 1849 гг. Внутренняя политика сводилась к усилению реакции во всех направлениях, в том числе и в идеологическом. «Чтобы самодержавно господствовать внутри страны, царизм должен был быть более чем непобедимым за ее пределами; ему необходимо было непрерывно одерживать победы, он должен был уметь вознаграждать безусловную покорность своих подданных шовинистическим угаром побед, все новыми и новыми завоеваниями», – отмечал Ф. Сомов.

Завоевательная политика самодержавия, острые противоречия среди основных европейских стран привели к Крымской войне 1855 – 1856 гг. Эта война показала всю отсталость крепостнической России, весь, архаизм государственного аппарата, и неизбежность отмены крепостного права стала очевидной даже для стоящих у власти крепостников-помещиков. Поражение в войне еще более резко обострило кризис феодально-крепостнического строя и ускорило назревание революционной ситуации. «Наступило небывалое отрезвление, – писал Ф. Сомов. – Колоссальные жертвы, понесенные в войне, слишком глубоко взволновали русский народ, царю приходилось слишком часто взывать к его преданности, чтобы можно было сразу же вернуть народ к прежней пассивности и механической покорности. Ведь постепенно и Россия развивалась как в экономическом, так и в духовном отношении; рядом с дворянством зарождался другой просвещенный класс – буржуазия». Правительство постепенно готовило проект реформ с целью предупредить революцию, сохранив за дворянством не только политическую власть, но и землю.


Полезное чтиво:
Педагог и общественное движение
Работа в журнале министерства просвещения
Новый журнал под редакцией Ушинского
Отмена крепостного права в России
Состояние системы просвещения и политика
О чём писал Ушинский
Жизнь Ушинского за границей
Интерес к вопросам народного образования
Изменение устава гимназий
Учебник «Родное слово»

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства