Народность – проявление созидательной силы народа

С антикрепостническим движением 60-х гг. в России связано было дальнейшее укрепление национального самосознания. Жизнь ставила неотвратимо вопрос о путях развития страны, о роли русского народа в ее истории и социальном обновлении. Именно это питало демократическую идею народности в развитии русской культуры и просвещения, в основе которой лежало признание творческой силы народа в историческом процессе.

Идея народности в литературе, искусстве и воспитании, как известно, получившая отражение у Радищева, обосновывалась Белинским и Герценом, Добролюбовым и Чернышевским. Народность понималась как отражение в литературе, искусстве, в воспитании национального характера, исторической самостоятельности, творческой силы и психологического склада народа, его любви к родине.

Просветитель-демократ К. Д. Ушинский рассматривал идею народности главной основой своей педагогической системы. Она раскрывалась им прежде всего в таких работах, как «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы». С позиций этой своей идеи он рассматривал педагогические вопросы и во всех других своих произведениях 50 – 60-х гг.

Идея народности в воспитании у К. Д. Ушинского противостояла «официальной народности», связанной с самодержавием и крепостничеством, и отражала борьбу за новую, подлинно народную систему образования, удовлетворяющую действительным потребностям общественной жизни России, ее народа. Воспитание помогает развивать национальное самосознание народа, и в этом сущность его народности, отмечал К. Д. Ушинский. Назвать народным можно только такое воспитание, которое тесно связано с жизнью народа и служит ему надежной опорой. Народ – творец истории, подчеркивал К. Д. Ушинский, создатель всех материальных и духовных ценностей общества, и он имеет право на серьезное образование. С 50 – 60-х гг. XIX в. идея народности в воспитании стала выражением демократических устремлений всей передовой педагогической мысли в России.

В 1864 г. в № 210 газеты «Голос» К. Д. Ушинский опубликовал свою острополемическую статью «Чего хотят московские педагоги», направленную против реакционного публициста М. Н. Каткова. В ней К. Д. Ушинский писал, что те московские педагоги, которые сотрудничали в изданиях, контролировавшихся Катковым, придерживались отсталых взглядов на народность в воспитании. Он отмечал, что «во всех педагогических статьях, помещенных в «Русском вестнике», «Московских ведомостях» и «Современной летописи», московские педагоги являются строгими консерваторами старой классической школы», что они «придерживаются педагогического нигилизма».

Катков выступал против действительно народного образования и, по утверждению К. Д. Ушинского, дирижируя различными изданиями, создавал общественное мнение за еще более последовательное осуществление не истинной, а ложной идеи народности. К. Д. Ушинский с просветительски-демократических позиций обосновывал идею народности в воспитании, определившую всю его творческую деятельность, все его новаторство в области педагогики. «...Народность, – утверждал он, – является до сих пор единственным источником жизни народа в истории. В силу особенности своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью... Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он позабыл эту роль, то должен удалиться со сцены: он более не нужен».

Народ – творец истории, он развивает все жизненные процессы общества – его экономику, культуру, науку, технику. Говоря о роли личности в истории, К. Д. Ушинский правильно утверждал, что отдельный человек, как бы талантлив он ни был, не может стоять над народом: «Как бы высоко ни был развит отдельный человек, он всегда будет стоять ниже народа».

Считая народность источником деятельности и развития, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование.

Выдвинув идею народности как ведущую в своей педагогической теории, К. Д. Ушинский пытался показать, что народ не есть целое. Он понимал, что в жизни воспитание было не одинаково для разных социальных групп. Оторванное от народных корней, воспитание, по его словам, не только отрывает отдельные социальные группы от народа, но и противопоставляет их ему. Педагог-демократ заявлял, что, – то воспитание, которое получали дети дворян и других имущих слоев населения, не только не сближало их с народом, но отдаляло их от него. Живя за счет народа, имущие лишали простой народ всякого образования.

Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. «Напрасно мы хотим, – писал К. Д. Ушинский, – выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, – с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим». Все лучшее и должно проявиться в народности русского воспитания, если оно хочет сделаться действительным выражением народной жизни, а не насильственным, чуждым народности подражанием.


Полезное чтиво:
Иностранные системы воспитания детей
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов
Идеал человека в процессе народного воспитания
Основные пути создания народной школы
Положение школы в современном обществе
В какую школу народ отдаст своих детей
Система образования родного народа
Важный вопрос об образовании женщин
Какой должна быть система образования женщин
Общее образование как основа формирования личности

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства