Необходимость воспитания в обществе

Доказывая, что воспитание по своему происхождению явление общественное, а не биологическое, К. Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека; само понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет». Воспитание присуще только человеческому обществу и возникло как результат удовлетворения это потребностей.

«Аристотель очень метко говорил, – отмечает К. Д. Ушинский, – что человек, не нуждающийся в обществе людей, – не человек, но или животное, или бог. К этому однако же следовало бы прибавить, что человек, не вносящий в общество своей самостоятельности, равняется нулю, стоящему с левой стороны цифр, а человек, не признающий в обществе ничего, кроме своей собственной мысли, желает один быть единицей с тем, чтобы все другие оставались нулями с правой стороны единицы. Дело же воспитания в этом отношении состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества». Если человек, желая проявлять свою самостоятельность, не обращает внимания на самостоятельность других, то в этом случае никакой общественности не достигается и само общество разрушается. Если человек не вносит ничего самостоятельного в общество, то общественности также не получится. Если все люди станут так поступать, подчеркивал великий педагог, общества не будет, и каждый станет просто стадным человеком, который последует за кем угодно и куда угодно. «Общество есть соединение самостоятельных личностей, в котором по принципу разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого силой общества».

Само собой разумеется, что в обществе, разделенном на антагонистические, враждебные друг другу классы, совершенно невозможно было осуществить изложенные К. Д. Ушинским положения, однако мысли, высказанные им по этому вопросу, представляют значительный научный интерес. Проблема воспитания активной личности является важнейшей в наши дни, и она успешно решается в условиях нового, гуманистического общества.


Полезное чтиво:
Сущность науки и отражение внешнего мира
Приоритет научных знаний
Развитие педагогики по мнению Ушинского
Воспитание без педагогического опыта
Правила педагогики Ушинского
Роль психологии в педагогике
Задачи воспитания и образования
Какой должна быть наука о воспитании
Важное значение научной педагогики
Труд – высшая форма человеческой деятельности

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства