Новый журнал под редакцией Ушинского

Издание мыслилось с приложениями произведений русских педагогов и переводов классических иностранных педагогических произведений и учебников.

Со свойственной К. Д. Ушинскому обстоятельностью и добросовестностью задумана была эта коренная перестройка журнала. Однако обстановка для работы в нем не могла не сложиться крайне неблагоприятной. Самодержавие не желало каких-либо существенных изменений ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии. Этого Ушинский не мог понять и начал перестраивать журнал в соответствии со своими принципиальными позициями, изложенными в программе и проспекте, изданном 15 марта 1860 г. Первый номер журнала под редакцией К. Д. Ушинского вышел в июле 1860 г. На страницах журнала стали появляться статьи, критикующие политику министерства просвещения, вносились предложения о демократизации народного образования, о гуманных методах воспитания и образования. В «Журнале народного просвещения» за 1860 – 1861 гг. были опубликованы статьи К. Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Психологические монографии», «Воскресные школы», «Проект учительской семинарии», «Родное слово».

С выходом первых номеров журнала на него начались нападки в печати. 25 июня 1861 г. министром просвещения был назначен граф Е. В. Путятин, который сразу дал указание, чтобы «Журнал министерства народного просвещения» издавался «на прежних основаниях». Ясно, что это не было личной точкой зрения нового министра.

Получив такое указание, К. Д. Ушинский написал «Объяснительную записку по вопросу о предполагаемых изменениях «Журнала министерства народного просвещения». Эта записка показывает, насколько был принципиальным и последовательным ее автор. Он писал, что на журнал начались нападки «с двух различных сторон», хотя прежде до него «не было никому ровно никакого дела: одни упрекали его в том, что у него почти не прибавляется число подписчиков; другие в том, что он не обличает анархических и материалистических тенденций других журналов, и в то же время в том, что он не приносит дохода министерству».

Нет необходимости полностью излагать ответ К. Д. Ушинского на эти обвинения. Но все же он хорошо понимал, что дело не в том, увеличивается ли число подписчиков или не увеличивается, приносит ли журнал доход или нет. Все дело было именно в новом, прогрессивном направлении журнала. Когда журнал опаздывал полугодиями, когда о нем нигде не упоминалось, то министерство просвещения было к этому абсолютно равнодушно, но стоило журналу начать ставить острые вопросы развития народного образования, как он стал подвергаться критике и нападкам.

Особенно интересен и характерен для Ушинского ответ на упрек, что журнал «не обличает анархических и материалистических тенденций других журналов». Ясно, конечно, что в первую очередь в виду имелся «Современник». В объяснительной записке К. Д. Ушинский писал: «...если бы мы стали обличать анархические и материалистические тенденции в тех и других журнальных статьях, то нас совершенно справедливо обвинили бы в печатном доносе разом на писателей, журналы и цензоров, и тогда, конечно, всякое полезное влияние журнала сделалось бы невозможным».

Интересно сопоставить эту позицию К. Д. Ушинского с позицией издателя журнала «Отечественные записки» А. А. Краевского. Предшественник К. Д. Ушинского по редактированию «Журнала министерства народного просвещения» проф. А. В. Никитенко в своей книге «Моя повесть о себе самом и о том, чему свидетель был» приводит такой факт. 31 мая 1847 г. состоялось чрезвычайное собрание совета Московского университета. Читалось предписание министра Уварова, составленное по высочайшей воле, где объяснялось, как понимать народность. Народность состоит в беспредельной преданности и повиновении самодержавию, объяснялось в предписании. И именно за эту линию своего журнала «Отечественные записки» Краевский получил благодарность от III отделения.


Полезное чтиво:
Отмена крепостного права в России
Состояние системы просвещения и политика
О чём писал Ушинский
Жизнь Ушинского за границей
Интерес к вопросам народного образования
Изменение устава гимназий
Учебник «Родное слово»
Система народного образования в тогдашних условиях
Теория воспитания Ушинского
Развитие педагогической мысли и антропология

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства