Нравственное начало идёт из семьи

В литературе каждого народа, указывал педагог-демократ, выводится свой идеал человека, его интеллектуальных и моральных качеств, в котором «отражаются лучшей своей стороной все изменения в характере общества; но то, что казалось безукоризненно хорошим пятьдесят лет тому назад, имеет в глазах современного человечества совершенно другую дену».

Это «объясняющее жизнь» предназначение современной литературы при толковании «художественного произведения не должно выгнать из него эстетического». Воспитательно-нравственное влияние художественной литературы особенно велико именно потому, что она воздействует не только на ум, но и на чувства. В ней органически сочетаются этическое и эстетическое, развивается нравственное чувство как сознание прекрасного в отношениях между людьми. Писатель, концентрируя в содержании произведения самое типичное, облекает его в художественную форму, вызывает в читателе и раздумья, и эмоции, отчего «добро и зло становятся реально ощутимее». Видение жизни настоящим художником иное, чем у другого человека. Положительные и отрицательные нравственные черты в жизни видит каждый человек, но передать их в образах ярких, волнующих может только большой знаток жизни и яркий художник. «Мы все видели в жизни черты из «Ревизора», – писал К. Д. Ушинский, – но они терялись в нас и не производили большого впечатления; но поэт, схватив вместе эти черты, заставил дрогнуть самую нечуткую совесть, произвел чувство отвращения там, где могло быть чувство изящества; а потом мы уже вслед за поэтом стали открывать эти черты везде, и каждая черта вызывала целый гоголевский образ, и черта колола нас глубоко, – нам не хотелось в собственных глазах попасть в этот гоголевский ад. Писатель этот имел громадное влияние на нравственность русского общества, и потомство не должно забыть его, когда будет ставить памятник реформам нашего времени: лицо Гоголя должно быть самым видным лицом на барельефе этого памятника». Художественно истолковать природу и жизнь означает помочь нравственному развитию человека.

Разумная система воспитания в школе, здоровая среда, семья плодотворно формируют нравственность, создают условия для нравственного самосовершенствования, самовоспитания. К. Д. Ушинский утверждал, что дворянская семья из поколения в поколение теряла возможности своего влияния на нравственное воспитание детей, формируя презрительное отношение к труду крестьянина, передоверяя свои воспитательные функции гувернерам и гувернанткам, как правило иностранного происхождения, не знающим не только русских национальных традиций, но часто и русского языка.

Развивающиеся капиталистические отношения разрушали патриархальные отношения трудовых крестьянских семей. В одной из ранних своих статей «Поездка за Волхов» (1852), опубликованной в журнале «Современник», К. Д. Ушинский описывал с большой теплотой быт в трудовых семьях. Он понимал, что патриархальная семья разрушается, причем он понимал историческую неизбежность этого процесса и не видел в нем только «пороков цивилизации». Тем не менее, правильно замечал он, крестьянская семья с ее трудовой основой много делала для нравственного воспитания детей. Семья, осуществляя трудовое воспитание, формирует здоровую основу нравственности. Именно важно, подчеркивал К. Д. Ушинский, не избавлять детей от необходимости трудиться, а систематически втягивать в посильный труд. Воспитание в труде и через труд определяет нравственный подход к жизни: жизнь без труда – жизнь паразитическая, лишающая человека элементарного достоинства.


Полезное чтиво:
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества
Формирование нравственных убеждений
Воспитание патриотизма в школе
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека
Роль искусства в процессе воспитания
Воспитание эстетических чувств
Форма и содержание искусства
Важность изучения народных произведений
Большое влияние детской книги
Значение роли искусства в жизни ребёнка

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства