Нравственное развитие как задача воспитания

Нравственные чувства, как и эстетические, К. Д. Ушинский считал «великой особенностью человека». Знания, образованность, утверждал он, играют весьма значительную роль в развитии человека, если направлены одновременно на решение проблем нравственного его совершенствования. «... Мы смело высказываем убеждение, – писал он, – что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...». Одно умственное развитие еще не предполагает прочной общественной нравственности. «Конечно, – отмечал К. Д. Ушинский, – образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической, химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется еще больше... но останется все тем же вредным членом общества, даже сделается еще вреднее, еще неуловимее». Категорически выступая здесь против узко просветительного подхода в вопросах нравственного воспитания, К. Д. Ушинский продолжал: «Мы... убеждены, что очень умный человек может быть и очень большим плутом. Нет, одного ума и одних познаний еще недостаточно для укрепления в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который... связывает людей в честное, дружное общество».

В основе нравственности человека лежит стремление к счастью, которое, как уже отмечалось ранее, К. Д. Ушинский видел в свободном творческом труде, общественной деятельности. Труд, полезная деятельность на благо общества – основа нравственности и нравственного воспитания. Нравственность требует от человека деятельного стремления к выполнению своего долга перед обществом. От воспитания здесь зависит, заглохнет ли это стремление или превратится в страсть, перед которой «умолкнет голос личного интереса».

От воспитания зависит, чтобы человек не сбился с дороги и не насоздавал себе нравственных идеалов, идущих вразрез с историей человечества или уже давно отживших свое время.

Рассматривая взгляды К. Д. Ушинского на роль творческой трудовой деятельности в развитии нравственности и нравственного воспитания, необходимо постоянно иметь в виду антикрепостнический характер его подхода к решению этой проблемы. Подлинная нравственность и свобода у него неотделимы. Он говорит о «врожденном человеку чувстве полного равенства со всякою другою человеческою личностью». Гуманные, действительно нравственные отношения к окружающим – это те, при которых человек не признает себя «не выше и не ниже» других. Только в такой обстановке и в ребенке успешно воспитывается «чувство правды и справедливости» – эта глубочайшая, по словам Ушинского, основа нравственной гражданской жизни. Он видел, как в условиях крепостного права и после отмены его грубо попирались эти чувства, особенно в отношении трудового люда, и это больно ранило душу педагога-патриота и гуманиста.

Ни угнетаемый, ни угнетатель не могут быть по-настоящему нравственно воспитанными, но по разным причинам. Чужая воля, страх не служат средствами воспитания подлинной нравственности. «Требовать нравственности от дворовых людей, и особенно от тех, кто стоит ближе к господам, значило бы требовать психологической невозможности. Нравственность и свобода – два таких явления, которые необходимо условливается друг друга и одно без другого существовать не могут, потому что нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то, по крайней мере, не нравственное действие.

Поскольку вы даете прав человеку, постольку вы имеете право требовать от него нравственности».

По словам К. Д. Ушинского, сословия, лишившие свободы других, и сами не могут быть нравственными, ибо в отношениях к людям руководствуются эгоизмом и личным произволом. Крепостники, лишая трудовой народ права на образование, старались навязать ему свои собственные, крепостнические нравы. Вредность нравственного влияния уже проистекала «из тех отношений, которые существовали между маленьким помещиком и его кормилицей, нянею, лакеем, горничной... Сознание своего права над личностью подобного мне существа и его бесправности в отношении меня было одним из губительнейших влияний, отравляющих воспитание русского дворянства в самом корне». Крепостничество порождало произвол, беззаконие. А кто попирает права другого человека, тот не признает никаких обязанностей для себя. В таких общественных условиях человек начиная со школьной скамьи идет не по прямой дороге жизни, а ищет окольных, безнравственных путей. Если и находится человек, утверждающий, что идти следует только прямым путем жизни, то в лучшем случае его считают чудаком, а в худшем изолируют от общества. Таковы безнравственные плоды общественного произвола, бесправия, раболепия.

«...С грустью, – писал К. Д. Ушинский, – вспоминаем многие знакомые нам факты, когда молодые люди, которым с кафедры читали еще об уважении к закону и истине, разнюхивали уже втихомолку тепленькое местечко и влиятельных людей; делали визиты и старались установить связи, которые могли со временем пригодиться в жизни. Даже в отношении к наставникам нередко проглядывал тот же характер, и если какой-нибудь горячий юноша ломил, что называется, напрямик, то старики сомнительно качали головой и действительно угадывали нередко, что ему далеко не уйти».

Описывая подобное отношение к жизни в среде дворянства, К. Д. Ушинский хорошо понимал, что корень зла здесь лежит в безнравственных, с его точки зрения, крепостнических общественных отношениях, следствием чего организованное, преднамеренное воспитание принимало нравственно искаженное направление.


Полезное чтиво:
Как воспитать в ребёнке настоящего человека
Воспитание нравственности у будущего поколения
Роль правильного воспитания в жизни человека
Нравственное начало идёт из семьи
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества
Формирование нравственных убеждений
Воспитание патриотизма в школе
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека
Роль искусства в процессе воспитания
Воспитание эстетических чувств

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства