О чём писал Ушинский

Перестраивая учебно-воспитательный процесс в Смольном институте, К. Д. Ушинский высказывал резкие суждения в адрес институтского начальства – о его педагогическом невежестве, непонимании веяний нового времени, чванливости, заносчивости. Критические суждения его получали широкое распространение, и начались в его адрес клевета, нападки, всевозможные обвинения. Вопрос о дальнейшей работе К. Д. Ушинского в институте был предрешен. Известный педагог-реформатор, популярный в демократических слоях общества, в конце концов изгоняется из стен Смольного. Объяснение его травли надо искать в общей реакционной политике правительства, направленной против всего передового и прогрессивного. Самодержавие приняло самые решительные меры против печати, цензура свирепствовала. В 1862 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость Н. Г. Чернышевский, запрещено издание «Современника» и других прогрессивных органов печати. А. И. Герцен, характеризуя политическую обстановку этого времени в России, писал в своей статье «Молодая и старая Россия»: «День» запрещен, «Современник» и «Русское слово» запрещены, воскресные школы заперты, шахматный клуб заперт, читальные залы заперты, деньги, назначенные для бедных студентов, отобраны; типографии отданы под двойной надзор, два министра и III отделение должны разрешать чтение лекций; беспрестанные аресты...».

В то же время преследуется и К. Д. Ушинский за свои демократические просветительские убеждения и активную их пропаганду.

К. Д. Ушинский устремлялся к народу, хотел для него добра, процветания, но думал, что осуществить все это можно через хорошо поставленное просвещение. Он видел всю мерзость действительности и когда говорил о своей статье «О нравственном элементе в русском воспитании», то иронически замечал, что, может быть, лучше озаглавить ее о безнравственном воспитании.

В начале 1862 г. на К. Д. Ушинского и всю группу приглашенных им преподавателей поступил донос от институтского законоучителя священника Гречулевича. Очевидно, некоторую часть этого пасквиля сообщили К. Д. Ушинскому и потребовали от него объяснения. По свидетельству Е. Н. Водовозовой, К. Д. Ушинский в течение двух суток, лишь изредка вставая, писал ответ. «Когда он кончил работу, кровь хлынула у него горлом, а на следующий день он встал с постели страшно поседевшим». Текст объяснительной записки К. Д. Ушинского показывает, что в числе обвинений значилось, будто новые преподаватели, приглашенные К. Д. Ушинским, и он сам – атеисты и в своей преподавательской деятельности пропагандировали атеизм. Отвечая на это обвинение, К. Д. Ушинский писал: «Обвиняют меня также в том, что когда-то и кому-то я говорил, что всегда предпочту преподавателя-атеиста, но человека честного и правдивого, ханже и фарисею. Не помню, так ли и кому это говорил, но это действительно мое мнение, хотя и вовсе не значит того, чтобы я искал или терпел на службе атеистов... Считал всегда и считаю теперь, что ханжа хуже атеиста, потому что в ханже к неверию атеиста присоединяется еще ложь, лицемерие и страшная дерзость, так как он имя божие употребляет для своих корыстных целей». Из обвиняемого К. Д. Ушинский превращается в обвинителя и требует показать ему полностью текст доноса: «На это по закону имеет право всякий обвиняемый, а мне не показали даже бумаги, в которой меня обвиняют».

К. Д. Ушинский хорошо понимал, что донос только предлог. Существо же дела состояло в том, что преследователи Ушинского не могли мириться с новыми явлениями общественной жизни, стараясь сохранить свое господство. Поэтому отстранение его от должности редактора «Журнала министерства народного просвещения» в конце 1861 г. и освобождение от работы в Смольном институте в марте 1862 г. «по состоянию здоровья» – звенья одной цепи, той крепостнической цепи, в которую реакционеры старались заковать любую живую мысль, любое прогрессивное деяние. А. И. Герцен именно на это и указывал, когда писал в 1862 г. в «Колоколе» о темных делах реакционеров, «подковырнувших в Смольном монастыре Ушинского».


Полезное чтиво:
Жизнь Ушинского за границей
Интерес к вопросам народного образования
Изменение устава гимназий
Учебник «Родное слово»
Система народного образования в тогдашних условиях
Теория воспитания Ушинского
Развитие педагогической мысли и антропология
Движение материи и сила чувства
Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского
Споры о материализме и схоластике в педагогике

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства