Общее образование как основа формирования личности

К решению дидактических проблем, проблем образования и обучения, К. Д. Ушинский подошел с учетом данных смежных наук – психологии, физиологии, с позиций своих антропологических установок, установок социально-философских.

В предисловии к первому тому «Педагогической антропологии» он писал: «Первая часть нашего труда, которую мы теперь выпускаем в свет, может быть прямо приложена к дидактике, тогда как вторая имеет преимущественное значение для воспитания в тесном смысле. Вот почему мы решились выпустить первую часть отдельно».

Знакомясь со второй частью этого фундаментального труда, мы находим в ней также глубокий и разносторонний материал для понимания проблем образования и обучения. Здесь с большой убедительностью раскрывается влияние образования и обучения на развитие психических черт личности и обратное влияние этих черт на удачу или неудачу образования и обучения.

Известно, что третий том «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинский не успел завершить. Однако обильный подготовительный материал к нему очень много дает для подтверждения оригинальности и глубокой научности системы этого крупнейшего русского педагога, Сам К. Д. Ушинский в третьем томе намеревался в определенной системе изложить те педагогические меры, правила и наставления, которые вытекают из физического и духовного развития человека. Изложения эти взгляды, обещал он дать краткими, так как, по его словам, всякий мыслящий педагог, изучив психические и физические законы, легко может вывести из них практические приложения.

«Во многих местах, – писал К. Д. Ушинский, – мы будем только намекать на эти приложения, тем более, что из каждого закона можно вывести их такое множество, какое множество разнообразных случаев представляется в педагогической практике. В этом и состоит преимущество изучения самых законов наук, прилагаемые к педагогике, перед изучением голословных педагогических наставлений, которыми наполнена большая часть германских педагогик. Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую». Однако, повторяем, подготовительные материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» столь обильны и разнообразны, что о краткости едва ли можно говорить. Материалы эти имеют для нас большую научную ценность в выяснении проблем образования, обучения и воспитания.

Кроме фундаментального труда по педагогической антропологии «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский рассматривал проблемы образования и обучения в большом количестве педагогических статей, написанных им задолго до своего завершающего труда.

Великий ученый, один из основоположников русской научной педагогики, К. Д. Ушинский в то же время был крупнейшим методистом – учителем учителей. С одинаково блестящим успехом он писал свой научно-теоретический труд о человеке как предмете воспитания и свои замечательные учебники для школы «Детский мир» и «Родное слово». Больше всего он уделял внимания народной школе, начальному образованию как основе общечеловеческого воспитания, как самому трудному участку в педагогической науке и практике. Чем моложе возраст учеников, подчеркивал он, тем больше требуется педагогических знаний. «У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первоначального преподавания может наполнить томы; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: «знай хорошо свой предмет и излагай его ясно». Вот почему по большей части профессорам, не занимавшимся специально психологией и педагогикой, всегда кажутся даже странными и лишенными дельного содержания педагогические толки и споры. Но пусть эти люди сами устроят первоначальную школу и станут преподавать в ней; тогда они очень скоро убедятся, что есть многое в первоначальном воспитании, о чем следует подумать, что следует изучить, о чем можно поспорить».

В развитии русской педагогической мысли XIX в. в лице ее наиболее прогрессивных представителей мы видим особую точку зрения на теорию образования. Они разрабатывали свою теорию на основе передовой для России того времени философской мысли и рассматривали образование как важнейший фактор в развитии личности человека (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский и др.). Наука для них не была областью туманных метафизических построений или удобным средством в устройстве личной жизни людей.

Умственное образование в трактовке передовой русской педагогической мысли рассматривалось как мощный фактор гармонического развития человека. Школа, а следовательно и умственное образование, не категории, стоящие над жизнью, над обществом. «Общечеловеческое образование» выдвигалось как основа образования специального. Только хорошо поставленное общее образование, утверждала передовая педагогическая мысль времени К. Д. Ушинского, может служить надежной базой всякого специального образования. В частности, замечательный педагог Н. И. Пирогов в своей статье «Вопросы жизни» писал, что успехи наук и художеств в его время сделали специализм необходимой потребностью общества. Вместе с тем он отмечал, что никогда ранее не нуждались истинные специалисты так сильно в предварительном общечеловеческом образовании. Задача общечеловеческого воспитания – «сделать нас людьми», чего не сделает только школа узкопрактического направления, заботящаяся подготовить «из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов».

Такой подход к организации образования полностью разделял и отстаивал К. Д. Ушинский, хотя категорически не был согласен с Н. И. Пироговым в вопросе о роли и месте образования классического.


Полезное чтиво:
Образование классическое и реальное
Содержание и цели классического образования
Педагогика формального развития
Связь образования с практикой
Какие знания должна давать школа
Знания для практической жизни человека
Классическое образование времён Рима и Греции
Важная роль математики в системе образования
Роль естествознания в процессе просвещения
Система естественных наук в народной школе

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства