Опыт антропологии в науке о воспитании

«Мысль о том, – отмечал крупный психолог Б. Г. Ананьев, – что средства воспитательных влияний безграничны по своей мощи и многообразию и должны быть почерпнуты из самой природы человека, сил ее, рассматривающей это развитие с позиций воспитания. Науки о человеке (антропологические), как неоднократно подчеркивал Ушинский, открывают для воспитания, т. е. общественного формирования индивида, неисчерпаемые возможности, ранее скрытые от повседневного педагогического опыта или еще не познанные наукой вследствие несовершенства ее методов. Открытия в области антропологических наук имеют особое значение для общества именно потому, полагал Ушинский, что означают новые возможности проникновения в человеческую природу и управления ею в интересах народа, человечества и самого человека.

Опыт антропологии с воспитательной целью, – справедливо отмечалось в рецензии, опубликованной в газете «Голос» (1868, № 296) на «Педагогическую антропологию» К. Д. Ушинского, – так, чтобы эта наука была как бы введением в педагогию, другими словами, опыт педагогической антропологии, какой является книга Ушинского, есть положительно первый опыт не только в нашей отечественной, но и во всей европейской литературе».

Лишь во второй половине XIX в. антропология выделилась как собственно наука об естественной истории человека. До этого в понятие антропологии вкладывался смысл иной, философский. Антропологический подход к решению ряда философских проблем был характерен для XVIII – первой половины XIX в., времени крупнейших революционных событий и естественнонаучных открытий, бурного развития общественно-политической и философской мысли. Развитие натурфилософии начиная с эпохи Возрождения шло под непосредственным благотворным влиянием научных открытий. Здесь необходимо назвать несколько крупных имен, на научные труды которых ссылается К. Д. Ушинский. Их можно расположить в хронологическом порядке: Лейбниц (1646 – 1716), Бюффон (1707 – 1788), Линней (1707 – 1778), Ламарк (1744 – 1829), Дарвин (1809 – 1882) и Сеченов (1829 – 1905).

Это был период, когда открытия в области естествознания стали оказывать серьезное влияние на философию. В этот период проявился и антропологический подход к сущности человека, антропологический принцип в философии.

Людвиг Фейербах, подвергший критике идеализм Гегеля, крупнейший материалист допотопного периода, в своих работах изложил антропологические взгляды на сущность человека. Он не сумел обобщить великие открытия естествознания, в частности осмыслить факт открытия клетки, учение о превращении энергии, теорию развития Дарвина. Односторонность фейербаховского антропологического подхода к человеку заключалась и в том, что человек рассматривался этим выдающимся материалистом вне исторических условий развития человеческого общества.

Антропологизм Л. Фейербаха имел все же известное положительное значение и оказал влияние на многих крупных мыслителей, в том числе и в России. В апрельском и майском номерах журнала «Современник» за 1860 г. появилась философская работа Н. Г. Чернышевского «Антропологический принцип в философии», в которой он изложил основные положения фейербаховского материализма и подверг глубокой и всесторонней критике идеалистическое мировоззрение. В отличие от Фейербаха, материализм которого был созерцательным и метафизическим, оторванным от социальной борьбы, материализм Чернышевского по своему существу был действенным, партийным, направлен на революционное изменение существующей действительности.


Полезное чтиво:
Что писал Чернышевский о мировоззрении
Роль философии в науке о воспитании
Что нужно для развития образования
Роль наследственности в процессе воспитания и образования
Задатки наклонностей передаются по наследству
Процесс развития человека в нашем мире
Условия жизни определяют жизнь и развитие человека
Характер воспитания и влияние его на развитие человека
Необходимость воспитания в обществе
Сущность науки и отражение внешнего мира

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства