Основные пути создания народной школы

Идея народности, положенная К. Д. Ушинским в основу общественного воспитания, требовала решения вопроса, как в современных ему условиях сделать образование действительно отвечающим потребностям народа, как пробудить его самодеятельность в этой области. Ведь все школьные уставы, как справедливо отмечал великий педагог, вырабатывались бюрократически в недрах министерства просвещения и сверху административным, насильственным путем проводились в жизнь. В результате не удовлетворялись потребности трудового народа в образовании, низшие школы, предназначенные для него, не оправдывали названия народных. «...По нашему мнению, – писал К. Д. Ушинский, – нет теперь вопросов современнее и важнее, как вопросы о том: чем должны быть русские народные школы?.. В каком отношении должны находиться народные школы, с одной стороны, к обществу, с другой – к общей учебной администрации?..». Он отвечал вполне определенно: нельзя решать дела народного образования кабинетно-бюрократическим способом, не считаясь с общественным мнением, не учитывая потребностей народа в образовании. Для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу. Не зная нужд народа, высказанных им самим, не зная его материальных и духовных потребностей, нельзя создать подлинно народную школу, систему общественного воспитания. «Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю его историю».

К. Д. Ушинский отмечал, что, решая вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучать его жизнь, научиться понимать народ, сродниться с ним, сделать его потребности своими, помогать ему прокладывать исторические пути.

«Не забудем, – писал педагог-демократ, – что если мы многому хотим учить простой народ, то есть многое, чему мы сами от него научились. Не забудем, что этот народ создал тот глубокий язык, глубины которого мы до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени; что этот простой народ, наконец, создал и эту великую державу, под сенью которой мы живем. Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу».

Больше всего педагог-демократ боялся, имея на то основания, правительственно-бюрократического подхода в решении вопроса народного образования. Он понимал, что больше всего развитию его мешало министерство просвещения. К. Д. Ушинский знал все правительственные уставы и их новые проекты, видел их убогость и антидемократизм.

В 1864 г. были утверждены новый Устав гимназий и прогимназий и Положение о начальных училищах. Смысл этих документов прокомментировал Александр II в своем рескрипте 1866 г., где подчеркивалось, что воспитание юношества должно вестись в духе истин религии, уважения к правам собственности, что в учебных заведениях всех ведомств не допустимо ни явное, ни тайное проведение понятий, не совместимых с религиозностью и преданностью престолу. В школьной реформе 60-х гг. хотя и имелись некоторые уступки общественному движению, но для образования простого народа сделано предельно ничтожно. Начальные народные школы, в которых главная роль принадлежала представителям дворянства и духовенства, передавались под контроль уездных и губернских училищных советов, к народным училищам были отнесены все элементарные школы – всех ведомств, городские и сельские, содержимые на средства казны, обществ и частных лиц, а также воскресные.

Иначе мыслил себе организацию народного образования К. Д. Ушинский. «...Наше убеждение, – заявлял он, – в отношении зарождающейся у нас народной школы состоит в том, чтобы прежде всего предоставить это дело самому народу и чтобы как администрация, так и высшие слои общества сохранили за собою право содействовать этому делу только убеждением, разъяснением, примером и, наконец, материальной или интеллектуальной помощью, но никак не принуждением, запрещением, регламентацией и тому подобными мерами, которые были у нас прежде в таком ходу и которые здесь, в этом чисто семейном деле народа, не должны иметь никакого места».

Необходимость создания народной школы К. Д. Ушинский рассматривал как обязательное условие, продиктованное развитием жизни страны и народным мнением. Общественное воспитание, углубляющее в человеке народность, способствует развитию народного самосознания, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры. Но этого-то как раз больше .всего боялись защитники и охранители старых устоев жизни.


Полезное чтиво:
Положение школы в современном обществе
В какую школу народ отдаст своих детей
Система образования родного народа
Важный вопрос об образовании женщин
Какой должна быть система образования женщин
Общее образование как основа формирования личности
Образование классическое и реальное
Содержание и цели классического образования
Педагогика формального развития
Связь образования с практикой

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства