Особенности периода юности

Для формирования жизненных идеалов богатые возможности таит возраст юношеский, особенно от 16 до 22 – 23 лет. «Юность такой же необходимый период в развитии человека, как и детство, и обойти этот период невозможно, и если бы было возможно, то было бы крайне неразумно... Юность в развитии животного и человеческого организма – такой же существенно важный и необходимый период, как период цвета в организмах растительных. Без цветов плодов быть не может».

Главная особенность этого возраста, отмечал К. Д. Ушинский, состоит в возможностях более интенсивного духовного развития природы человека. В этот период начинаются поиски самого существенного в человеческой жизни, укрепляются идеалы. Богатое воодушевляющее содержание идеалов вливает в духовную жизнь юноши чувство силы, решимость активно действовать в жизни, следуя своим идеалам. Это стремление придает юности характер благородства, бескорыстия и жертвенности. Юноша живет в мире мечтаний и раздумий. Это особо важный период для самовоспитания и самообразования, осознания своих путей вхождения в жизнь общества, своего долга перед ним. Юность – особенно благоприятная «пора воспитания идеи, мысли... взглядов на жизнь и убеждений, – именно та пора, когда наука начинает действовать на душу человека».

Разумно организованная школа готовит воспитанников для жизни, связывая учение с жизнью, показывая жизнь такой, какая она есть и какой должна стать, «облагороженная знаниями и осмысленным трудом». Современной школа может называться лишь тогда, если она дает современные знания, связана с настоящей и будущей жизнью общества, но вместе с тем обучение, развитие и воспитание ставит на природосообразной основе. «...Я держусь того мнения, – подчеркивал великий педагог, – что настоящая современность заведения состоит именно в том, чтобы оно было современно возрасту: чтоб в детском заведении дышало детством, а в юношеском – юностью, следовательно, некоторой мечтательностью, стремлением вперед, утопией, если хотите, потому что юность – пора утопий. Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала, и зерна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий».

Юношеская мечта, юношеская увлеченность, часто бескомпромиссность суждений могут, предупреждал К. Д. Ушинский, развиваться в реальную деятельность, а могут и заглохнуть или не выйти из стадии розовой мечтательности. Многое в этом отношении зависит от образования и обучения. Плохо поставленное образование, обучение и воспитание и тяжелая проза жизненных будней толкают многих к утилитарному подходу в жизни. В других случаях не приземлённая мечтательность порождает Маниловых.

В период юности «довершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируется в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характере. Если какая-нибудь возвышенная идея или какая-нибудь благородная страсть руководили в это время окончательною формировкой материала в воображении, то многое еще может быть исправлено: многие ложные или грязные ассоциации детства и отрочества будут отброшены, из многих, безразличных в нравственном отношении, выплетется что-нибудь высокое, и, в конце концов, умное и благородное стремление возьмет верх».

Юношеский возраст с его устремлениями, энергией, нередко переоценкой своих сил и возможностей требует своего чуткого педагогического подхода. Это, по выражению К. Д. Ушинского, возраст «гамлетовский», когда раздумье, выбор жизненного пути, романтика весьма сильны и глубоки. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного творения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юноши, был хорошего качества».


Полезное чтиво:
Система знаний и убеждений современного человека
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте
Влияние личности учителя
Отношения наставника и учителя
Связь воспитания с природой детей
Издание журнала «Убеждение»
Как воспитать народных учителей
Задачи подготовки учителей в семинариях
Нравственное развитие как задача воспитания
Как воспитать в ребёнке настоящего человека

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства