Особое внимание – чтению сказок

Поговорки, прибаутки, пословицы, скороговорки автор «Родного слова» поместил, чтобы развить у детей чутье к звуковым красотам русского языка. «Особенно я рассчитывал на детей так называемого образованного класса, того класса, который испортил свой родной язык, лишив его цвета, красок поэзии и жизни».

В «Родном слове» уделено большое внимание и русским сказкам, которые идут из глубины древности. Это, по словам К. Д. Ушинского, первые блестящие попытки русской народной педагогики. Народные сказки, утверждал он, выше любого рассказа, написанного для детей. «В этих рассказах образованный взрослый человек усиливается снизойти до детского понимания, фантазирует по-детски и не верит сам ни в одно слово, им написанное. Как бы ни был хорошо подделан такой детский рассказ, это – все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице. В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину верит сам в эти грезы».

Чудесно, образно, поэтично обработал великий педагог русские народные сказки. В них опоэтизирована родная природа и выступает как живая, близкая уму и сердцу ребенка. В них показана борьба добра и зла и, как бы фабула ни раскрывалась, добро торжествует. Воспитательно-образовательное значение сказок, подобранных К. Д. Ушинским, исключительно велико. Народная сказка, утверждал он, помогает ребенку понять художественный образ, обогащает мысль образами, приобщает к культуре народа, развивает речевую деятельность.

Народные сказки К. Д. Ушинский должен был обрабатывать с позиций и дидактических, и литературно-художественных, и этических. Он использовал сказки, собранные А. Н. Афанасьевым (1826 – 1871). Заслуги А. Н. Афанасьева, конечно, велики, благодаря ему все мы увидели русскую сказку во всем ее богатстве и разнообразии, в истинной красоте, неприкрашенной и неподдельной. Но в собранных им сказках много и натурализма. Сказки надо было обработать для детей, сохранив всю свежесть их и устранив при отборе все «неприличное по содержанию», обилие ругательных слов, «чертовщины и мертвечины», что производит на детей слишком угнетающее впечатление.

Резко выступив против зубрежки и схоластики в школьном обучении, К. Д. Ушинский на первый план выдвигал воспитание понимания изучаемого. Быстрота чтения должна развиваться сообразно с быстротой понимания. Он усиленно подчеркивал необходимость сочетать обучение грамоте с развитием мышления, не превращая это обучение в механическую работу.

В изучении грамматики уже в начальной школе К. Д. Ушинский видел начало «самонаблюдений человека над своею духовной жизнью», а не механическое заучивание правил. Грамматика, отмечал он, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека. Язык не отрешен от мысли, а является органическим ее созданием. Тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нем прежде всего мыслящую способность.

Материал для чтения в «Родном слове» расположен таким образом, что в определенной системе дает упражнения в чтении, письме, устном изложении, предоставляет возможность вести наблюдения над языком, познавать его законы, и вместе с тем, поскольку эти материалы касаются самых различных сторон действительности, он обогащает понятия ребенка об окружающем, тренирует его ум.

При составлении своего руководства по изучению родного языка К. Д. Ушинский столкнулся с большими трудностями в отношении грамматики. Ему пришлось самому составить ее, так как существовавшие тогда учебники не могли его удовлетворить. В языкознании научная грамматика находилась в стадии разработки, становления. Говоря о необходимости введения в школьное обучение научной грамматики, некоторые филологи (Ф. И. Буслаев и др.) делали попытки перенести изучение грамматики лишь в старшие классы школы (для возраста 14 – 15 лет), чем фактически исключали в начальной школе серьезное обучение детей родному языку. К. Д. Ушинский настойчиво выступал против этих взглядов. Он указывал, что филология начинается с той минуты, когда ребенок сознает связь подлежащего со сказуемым или согласование прилагательного с существительным. Работа постепенного осознания родного языка должна начаться с первых дней учения. Он настойчиво отстаивал необходимость изучения грамматики начиная с первого класса и в связи с этим взялся за составление курса элементарной грамматики, используя те научные достижения лингвистики, которые тогда были.

Для своего времени он успешно справился с поставленной задачей, и грамматика нашла свое место, которое она и должна занимать в системе уже первоначального обучения родному языку.


Полезное чтиво:
Значение книги для чтения, созданной Ушинским
Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер
Значение и характер игры в жизни ребёнка
Соответствие игры возрасту ребёнка
Роль внешнего мира для развития детей
Важность участия всех органов чувств
Различные виды деятельности в процессе обучения
Умственный труд – самый важный вид деятельности
Какой должна быть система получения знаний
Значение повторения в процессе обучения

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства